Какое место или событие в Среднем Икорце можно причислить к «духовным родникам» Воронежского края? Что положить в копилку его символических «мест памяти» в сфере духовных ценностей?
Пожалуй, о цитадели Среднего Икорца как крепости южных рубежей России сказано много. И даже памятник открыт этому важному событию в виде щита и меча на крутом склоне речки Икорец. При упоминании села принято также говорить и о Петровских верфях, на которых велось грандиозное строительство кораблей. И о современных раскопках со множеством артифактов этого события.
А вот «духовная цитадель» - Богоявленский храм в селе – разрушена жителями села до основания в 1954 году во время атеистических гонений, когда, видимо, не нашлось смелых людей, чтобы противостоять повальному безумию страшной эпохи. И то, что ушло в прошлое естественным ходом времени, уничтоженное руками людей, - сделало их разобщенными, потерянными, враждебными друг другу. Ведь уничтожение храма – это не просто уничтожение людской памяти о селе, о предках. Это разрыв связи между поколениями.
Но что сделано, то сделано. О Богоявленском храме, стертом с лица земли грешными людьми, приходится только вспоминать…
В 1995 году у жителей Среднего Икорца возникло желание построить свою Церковь. Был освящен камень под строительство на месте прежнего храма. Было отдано помещение начальной школы под молельный дом. Но церковь так и не была построена. Так и ходят в настоящее время на воскресные богослужения с десяток старушек, возносят свою молитву к Богу – малую лепту - в замаливание грехов прошлого да в озарение Божьим Светом настоящего.
А где же те настоящие люди, с которых начнется возрождение поруганного? Нет ответа. Видимо, пока не пришло им время родиться...
А остальные жители села? Обращают ли они хоть иногда свой внутренний взор к Небу, обращаются ли за Божией помощью, отрываясь от суетных дел? Да. Таких людей очень много. Почти все село. И сплачивает их в настоящее время единственное событие - престольный православный праздник Крещения Господня. Тут уж в любую погоду - слякоть или мороз – съезжаются они на улицу Пролетарскую, старую родоначальницу села, туда, где текут под бугром воды узкого рукава речки Икорец, огибая село Песковатка. В ночь на Крещение приходят люди пешком, приезжают на машинах. Прямо у реки слушают проповедь отца Романа, длинной вереницей стоят за крещенской водой. Чуть поодаль, по доскам, брошенным прямо на землю, осенив себя крестным знамением, погружаются в «икорецкую Иордань» с надеждой на очищение от грехов.
Глядя на это событие, на охваченных в едином порыве к добру людей, хочется верить, что «духовные родники» не иссякнут. Что велика еще в людях потребность в единении, любви, всепрощении. Но чтобы родники эти жили вечно, необходимо тоже подпитывать. Потому что люди, которые делают все для организации православных праздников на селе, сами иногда нуждаются в поддержке.
Ведь место для проведения праздника Крещения не оборудовано. Единственный покосившийся столб, от которого приходится питать электричество для лампочки, да колонка, из которой по желобу стекает ледяная вода прямо на землю. Стынут руки, пока наберешь в бутыль крещенской воды, отстояв длинную очередь. Все необходимые атрибуты: хоругви, книги, бидоны, лавки, сосновые лапы для изготовления вертепа – все приходится свозить на санках, а потом, когда люди расходятся, демонтировать и отвозить обратно жителям села Климовой Александре Павловне, Сенчихину Ивану Николаевичу да еще двум-трем старушкам, участвующим в молитвенных песнопениях. После праздничной ночи «символическое место» вновь становится непригладным, заброшенным и одичалым. И ничто не напоминает о ее прошедшем торжественном величии.
Похоже, никто не задается вопросом: когда и эти «добровольцы-верохранители» уйдут, кто станет продолжателями православных традиций на селе? Или и без этого село устоит? Так хочется помочь людям, заинтересованным в продлении православной жизни на селе. Хотя бы место оборудовать для проведения престольного праздника Крещения в память о страшном событии, произошедшем в селе в 1954 году, в напоминание людям об их небрежении, забывчивости и греховности.