Православные праздники в культуре русского народа.

Люди на празднестве.
Люди на празднестве.
Звонкое, радующее слух русское слово «праздник» происходит от славянского «праздность» – пребывание в покое, оставление на этот день своих привычных обыденных трудов. Праздник дается нам, чтобы вспомнить о Вечности; оставив суету дел и мыслей, услышать благостный призыв Божий и устремить взор к Отечеству Небесному.

Традиции и обычаи русского народа исконно и неразрывно связаны с церковным календарем. Даже периоды года обозначались знакомыми каждому православному наименованиями: «Святки» (две недели, соединяющие праздники Рождества Христова и Богоявления), «Масленица» (неделя перед Великим постом), «Светлая» (Пасхальная неделя), «Петровки» (Петровский пост, начинающийся через неделю после Троицы и оканчивающийся 12 июля по нов.ст.) и так далее.

 


В Рождественские дни христославы в каждом гостеприимном доме пели у святых образов духовые стихи и гимны Родившемуся Богомладенцу. В праздник 40 мучеников Севастийских (22 марта нов.ст.) выпекались из теста «жаворонки» – в прилетающих после зимы птичках умели видеть символ святой души, стремящейся к Небесам… На Страстной, вечером Великого Четверга, улицы вечерних городов и селений наполнялись светящимися фонариками – богомольцы несли в свои дома огоньки свечей, зажженных при чтении Евангелий о страданиях Господа.  Перед Пасхой в каждой семье на Руси, от богачей до бедняков, пеклись сдобные куличи, красились яйца, готовились творожные пасхи. Потом ждали Троицу – после нее начинался сенокос.  Православные храмы и дома обывателей в «Троицын день» напоминали лесные поляны от обилия шелестящих листвою берез и скошенной травы под ногами – перед тем, как пользоваться самим, «начатки» весенней красоты приносили Богу. А после Покрова, с прекращением всех полевых работ, начинали ждать Рождество, когда «солнце повернет на лето»…

 


Добрых и трогательных обычаев было множество – некоторые из них и поныне соблюдаются в крепких традициями православных семьях.


Все это было и по сей день остается одной из важных составляющих религиозной жизни человека. Ведь четвертая заповедь Закона Божия призывает «святить» праздничный день, выделяя его из череды трудовых будней. Освятить день – значит наполнить его духовным содержанием: молитвой, размышлениями или разговорами о святых подвижниках, полезным для души чтением, делами милосердия. Прерывая свой повседневный труд «ради куска хлеба», мы в этот день особенно поручаем себя заботе Всесильного Бога – и Он непременно благословляет наше обращение к Нему, воздает благодеяниями не только для души, но и для тела. Об этом помнили наши мудрые прародители, засвидетельствовав в старинной русской пословице: «Хлеб не земля родит, но Небо»!

 


Церковное богослужение, без сомнения, является сердцевиной всякого православного праздника. Нерушимо и свято обещание Христа Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Приходя в храм – Дом Божий – мы предстаем пред любящим и милующим Отцом Небесным, готовым отереть наши слезы, утешить страдающую душу, даровать мир мятущемуся разуму, исцелить недуги, подать благовременно хлеб насущный…

 


Как торжественна, как радостна для души церковная служба! Неземным светом наполняет душу Пасхальное: «Христос Воскресе!»; тихим миром радует сердце зеленый шелест березовых веток в День Святой Троицы; таинственное ликование ангельской песни «Слава в вышних Богу и на земли мир» слышится у Рождественского вертепа… У отверстых Царских врат стирается, исчезает и пространство, и время: лицом к лицу оказываемся мы перед живым Христом – Создателем нашим и Судией. Не случайно, поэтому, в церковных песнопениях подчеркнуто звучит настоящее, а не прошедшее время в повествовании о Евангельских событиях: «Величаем Тя, Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Девы Марии»; «Днесь (ныне) Христос на Иордан прииде креститися…»; «Днесь (ныне) Владыка Твари и Господь славы на Кресте пригвождается…».
Молящийся в храме не просто вспоминает происшествия двухтысячелетней давности, он сам  – созерцатель мироспасительных тайн Божиих, их участник. Церковные песнопения призывают нас к этому: «Придите увидим, вернии, где родился Христос. Последуем туда, куда идет звезда, ведущая волхвов, восточных царей; увидим в яслях Того, Егоже ангели поют непрестанно, там пастыри (пастухи) свиряют (играют на свирелях) песнь достойную…» (из стихиры Рождества Христова); «Вчера я спогребался с Тобою, Христе, совостаю (совоскресаю) днесь (ныне) с Тобою, воскресшим…» (Пасхальный канон); «Приидите, … в нарочитом (великом, необыкновенном) дне Воскресения Царствия Христова приобщимся» (там же)… Глубоко прочувствованное, искреннее устремление человека к Спасителю мира способно привлечь к нему ответные дары милости Божией.
Праздник в храме – отражение радости Рая Божиего, сюда достигает свет Царства Небесного.


Множество русских писателей и поэтов в своих творениях воспевали красоту церковных богослужений, пытались выразить в словах невыразимые переживания прикосновений души к чистоте и святыне:


«Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы….». (С.Есенин).


Наполнявший русское небо благовест звал бессмертную душу в обитель Небесного Отца, и она с трепетом и радостью отзывалась:


«Приди ты, немощный,
Приди ты, радостный!
Звонят ко всенощной,
К молитве благостной.
И звон смиряющий
Всем в душу просится,
Окрeст сзывающий,
В полях разносится!...» (И.Аксаков).


Певец Святой Руси писатель Иван Шмелев с трогательной теплотой описывал свои детские впечатления от великопостного говения:


«…Стояние  - покаяние со слезьми. Ско-рбе-ние... Стой и шепчи: "Боже,  очисти  мя,  грешного! ".  Господь  тебя  и очистит.  И  в  землю кланяйся…Таинственные слова, священные. Что-то  в них... Бог будто? Нравится мне и "яко кадило  пред Тобою", и  "непщевати  вины о  гресех", - это я выучил в молитвах. И еще - "жертва  вечерняя",  будто мы ужинаем  в церкви,  и с нами Бог.  И  еще нравится  новое слово  "целому-дрие", - будто  звон слышится?Другие это слова, не наши: Божьи это слова. Как  будто та жизнь подходит, Небесная…». (И. Шмелев. «Лето Господне»).


В этом и есть главное назначение храма Божия – привести человека, уставшего от забот и суеты земли, в жизнь Небесную, явить душе мир вечной красоты и правды Божией.

 


Путь в этот мир требует усилия и труда, по слову Христа: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (приобретают) его» (Мф. 11, 12). Сокровенная, невидимая постороннему глазу работа души называется «духовной жизнью». В ней, как и в жизни физической, есть свои непреложные законы, свои взлеты и падения. Леность, бездействие духа ведет к окаменению сердца, состоянию мрака и ненависти ко всему миру; молитва и понуждение себя к добродетели приносит плоды действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).


От участия в церковном празднике человек получает откровение о Боге, о вечной жизни; ему указывается путь к достижению мира души и чистоты сердца – того, что по праву можно назвать истинным человеческим счастьем и началом рая на земле.
Вот почему в церковном году так много «красных» дней календаря – это «вешки», «путевые столбы», указывающие направление к Небесному Отечеству, где ждет нас живой и любящий Отец. Ждет Тот, Кто «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).


Сумеем ли мы возлюбить Его свет более, чем тьму страстей и вожделений греха? Сумеем ли выбрать для себя тихий свет православного праздника или отправимся горячить кровь на разнузданное игрище? Тот, кто слушает голоса совести, сделает правильный выбор…


Будем же помнить, что национальная культура – это многовековая, преемственно сохраняемая в народе совокупность знаний, идеалов, духовного опыта, обеспечивающая его историческую самобытность. Православная вера – основа русской национальной культуры – способна не только сохранить человека от обезличивания, не только позволяет ему ощутить связь времен и поколений, но дает реальную духовную поддержку и жизненную опору через общение с Творцом и Спасителем.


Значит, задача всякого благомыслящего человека в наше смутное и полное соблазнов время – найти для себя и помочь открыть ближнему этот светлый и родной, завещанный нам родителями и прародителями, мир Православия.
Да поможет нам Бог!


Протодиакон Николай Терпугов.

Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+