КРАЕВЕДЕНИЕ В ЛИЦАХ

Собор Воронежских святых
Собор Воронежских святых
Воронежской земли слава и украшение к празднованию Собора Воронежских святых – которое совершается ежегодно 17 сентября.

Праздник в честь Собора всех святых, в земле Воронежской просиявших был установлен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2002 году.


Небесная слава святых наших соотечественников и земляков воссияла в мире земном из мира Небесного, чтобы «скорбящия утешати, бесы отгоняти, недуги врачевати…» (Стихира святым).


Чтение Житий святых издревле было любимым чтением в христианских семьях. Сердца взрослых умилялись, а души детей воспитывались, взирая на святые примеры подвижничества. Новый праздник святых воронежской земли зовёт вглядеться в постепенно удаляющиеся от нас пласты времён, чтобы увидеть негаснущее сияние святыни: увидеть, умилиться, воспрянуть духом и поспешить к подражанию.
Почти ничего неизвестно нам о древнейших временах истории воронежской земли. Лишь народное предание доносит неполные сведения о посещении этих мест апостолом Андреем Первозванным, путешествовавшим по водам древнего Танаиса (по нынешнему названию – Дона). Вполне возможно, что именно им были основаны первые христианские общины и положено начало устройству пещерных храмов в меловых горах – доныне сохранились таковые в Дивногорье, Белогорье, Костомарово, Калаче, Костенске... Есть предположения и о возможной проповеди в наших краях просветителей славян равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Если так – то несомненно, что уже в те времена стояли на нашей земле и монастыри, и храмы… Но дым пожарищ татаро-монгольских нашествий навсегда сокрыл от нашего взора их облики, а вместе с тем и судьбы далёких наших соотечественников и славные дела их эпохи…


Новый, документально доступный нам период истории воронежского края открывается вместе со светозарным лучом жизни святителя Митрофана, первого Правящего Архиерея новообразованной в 1682 году Воронежской кафедры. Придерживаясь пути Евангельского милосердия, преосвященный Митрофан достиг обителей нетленной славы, скопил себе «сокровище на Небеси неветшающее» (См. Мф.6: 19-20). Почтенный от государя Петра Великого немалыми дарами, в том числе и богатыми землевладениями, святитель не считал своими получаемые доходы, памятуя древнюю истину, изреченную ещё святителем Василием Великим: «Церковное богатство – нищих богатство».


В своей келлейной жизни преосвященный Митрофан был скромен до убожества: в записях расходов на архиерейский дом значатся немногие приобретения вроде оловянных стаканов да железных щипцов для сальных свечей. Пища самого святителя ничем не отличалась от пищи служителей архиерейского дома: рыба для ухи, икра (стоившая тогда дёшево), грибы да овощи, иногда – малина и клюква. Вина не пил вовсе – оно приобреталось лишь в праздники для гостей, особенно при приёме царя и его свиты. Вместе с тем весьма щедр был Владыка в милостыни: регулярно посылал средства для раздачи в тюрьмах, в богадельнях; помогал ссыльным и иноземцам; прощал оброки…


Именно этот величественный и тихий образ Воронежского первосвятителя стал для всех последующих поколений священнослужителей и мирян образцом богоугодной жизни, а деяния его – мерилом праведности и богоугодности!


Протекли над воронежской землей столетия мирного (до ХХ века) стояния, в которые украсилась она негаснущими светильниками веры. Подвижничали во славу Божию святитель Тихон Задонский со многими святыми Воронежскими архипастырями от времен святителя Митрофана до наших дней;  Богучарский протоиерей Александр Бунин; Белогорская Мария пещерокопательница и ее духовные ученики; праведная Ольховатская старица Дария Бурлуцкая, Терновский праведный старец Алексий, подвижники Свято-Успенского Дивногорского, Спасо-Преображенского Толшевского и иных монастырей. Благодатной зарей осияла начало бурного ХХ века подвизавшаяся в Воронеже блаженная старица Феоктиста Михайловна Шульгина… Многие другие, миру ведомые и неведомые… Они теперь почитаются в народе как местночтимые или прославленные для общецерковного почитания святые. (Сведения о их житии и подвигах можно прочесть на  сайте http://sobor-voronezh.livejournal.com/90242.html).


И вот – пришло на Русь новое лихолетье, немногим отличавшееся от татаро-монгольской беды. Как некогда святителю Божию Митрофану привёл Бог не устрашиться встать за веру Христову перед лицом смерти, – так теперь выявлялись среди мира подлинные духовные дети Воронежского первосвятителя. Среди голода и разрухи, в хаосе гражданской войны в России ХХ века был воскрешен демонический клич эпохи Нерона: «Христиан – ко львам!». Только вместо четвероногих чудовищ терзали их теперь своими руками те, кого ещё вчера именовали «братьями и сестрами».


Те, кого святитель Митрофан именовал не иначе, как «враги Божии, ругатели церковные, злословящие святую веру нашу» (см. житие свт.Митрофана),  –  тогда сделались «кормчими» государственного корабля некогда Святой Руси. Вновь вошло в житейский обиход слово, которое, казалось, давно уже стало достоянием истории, - слово «мученик».


Пришедший к нам с принятием христианства церковно-греческий лексикон в процессе перевода на славянский язык претерпел некоторые изменения. Греческое слово «мартирос» («мученик»), точнее было бы перевести словом «свидетель». Это человек, терпением до смерти засвидетельствовавший свою веру и любовь к Богу. Мучениками полны были первые три века истории христианской Церкви. Словно на брачный пир спешили тогда христиане предать себя на пытки ради сладчайшего Господа Иисуса. Кто не умилится, услышав о подвиге юных отроковиц Веры, Надежды и Любови (12-ти, 10-ти и 9-ти лет); о юноше-враче Пантелеимоне; о новобрачных супругах Адриане и Наталии, поспешивших земные радости счастливой семьи через пролитие крови променять на наследие радости вечной, небесной…


 «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; ... Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным,» - наставлял Господь своих учеников. (Мф., 10: 28, 32–33). Бесстрашие в исповедании Христа – особый дар Божий. Его сподоблялись не только древние подвижники, но и современные.


 «Столп злобы богопротивныя» (Ирмос трипеснца Вел.Пятка) и беспощадность мучителей ХХ века были беспримерны. Кто сможет поименно исчислить вас, новые мученики земли Воронежской?


На третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года, по приказу властей, обезумевшими красноармейцами был повешен во время совершения богослужения  на Царских вратах Благовещенского собора архиепископ Тихон (Никаноров).
В 1919 году, когда красные оставили город и в Воронеж вошла Добровольческая армия, иеромонахи Нектарий (Иванов) (был преподавателем Воронежской семинарии), Спиридон, Пимен, Феодорит и Серафим (†1919) служили по чину своей чреды литургию и молебны, т.к. была их седмица. За это были расстреляны красными, когда белые снова отступили. Перед смертью о. Нектария таскали за ноги, переломили ему руки и ноги, забивали под ногти деревянные гвозди и «причащали» оловом. Вся кожа с рук у него была содрана.


После занятия города белыми тюрьму открыли для обозрения. В следственных кабинетах были обнаружены пыточные приспособления, например, венец, подобный тому, какой был на Спасителе, только вместо шипов терна – гвозди; его надевали на голову жертвы и затем сжимали. Были особые приспособления для ломания рук…
Сам Подвигоположник Христос принял души семи монахинь Митрофановского монастыря, которые были сварены большевиками живьем в кипящей смоле лишь за то, что участвовали в молебнах вместе с воинами Добровольческой армии.
В 1919 году был замучен священник больничной церкви в честь иконы Знимения Божией Матери в г.Воронеже Георгий Снесарев. Ему было нанесено 63 раны; снят скальп. Палачи загоняли ему под ногти гвозди и булавки…


Воронежский преосвященный епископ Петр (Зверев) испустил дух на нарах тифозного барака Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа) в 1929 году. Его «виной» было лишь истовое, неленостное служение, искренность в вере, смирение и открытость для всех. Он был одним из немногих, не примкнувших к спровоцированному большевиками обновленческому расколу. Непременно служил все большие и малые праздники. Продолжительность всенощных достигала семи часов, – Владыка не терпел сокращений богослужения. В период голода 1921-22 годов Архипастырь сам отдал в пользу голодающих все сколько-нибудь ценные вещи из храма. Пищей его в ту пору был зачастую лишь кусочек хлеба граммов в 50, пожертвованный кем-либо из богомольцев. На воронежскую кафедру владыка Петр был приглашен в 1926 году народным собранием, состоявшим из рабочих и крестьян, пожелавших иметь святителя своим духовным наставником. Но мнение «новых властей» было совсем иным: «Петр Зверев – это духовное лицо, которое под флагом религии может вести и ведёт рабочих не туда, куда надо;» – заявил председатель воронежского исполкома Шаров, требуя немедленного ареста Преосвященного. До того Владыка Петр уже пережил три тюремных заключения, предсказанных ему Дивеевской блаженной Марией Ивановной. 26 марта 1927 года последовал новый приговор: 10 лет заключения в концлагерь, из которого для страдальца обратного пути уже не было…


2 августа 1930 года по сфабрикованному обвинению был расстрелян священник Иоанн Стеблин-Каменский. Подлинная его «вина» состояла в том, что он «объединил вокруг себя православных, и они стали собираться не только в храме, но и в квартирах, где читались акафисты, служились молебны, а после священник объяснял одну-две главы из апостольских посланий». (Материалы следственного дела).


В списке пострадавших с о. Иоанном – священномученики Алексиево-Акатова монастыря: архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский,…


Выстрелом в затылок «следователи» расправились с ревностным священником с. Плотава Репьёвского уезда Иаковом Владимировым; тут же выстрелом в упор были убиты его жена и сын Алексий, которому палачи перед казнью велели снять сапоги со словами: «Тебе они уж не понадобятся!». А ведь, по воспоминаниям очевидцев, иерей Иаков к своим прихожанам относился как отец к детям, учил их не только тому, как обустроить свою духовную жизнь, но и как совершенствовать культуру хозяйства и заводить пасеки. Крестьяне слушались его советов и были заметно зажиточнее, чем в соседних сёлах.


Когда читаешь этот страшный список, он кажется бесконечным!..
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас,» – говорит Господь. (Мф., 5; 10–11). Как удивительно и неясно для нашего рассудка сочетаются в словах Христа призыв к страданию и – «радуйтесь»!  


«Как можно радоваться среди страданий?» – спросит современный человек. В том всё дело, что святые Божии угодники, благодаря своей святой жизни среди людей, уже на земле ясно чувствовали живущую в них благодать Божию, так ясно ощущали Его живое присутствие, как если бы видели Его своими очами. Так знал Бога святой царь Давид, когда восклицал: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык  мой, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление; Ты укажешь мне путь жизни…» (Пс. 15, 8–11).


Живого Христа видели перед собой их духовные очи. Их сердца уже на земле вкушали радость Царства Бога Небесного. Скажите, какие угрозы или льстивые обещания могли заставить их отречься от Бога под тихим и приветливым взглядом Самого Спасителя?..


Вслушайтесь только, каким миром и небесным покоем веет от слов терпеливых страдальцев: «Мы, по милости Божией, пока живы. Мое здоровье не совсем порядочное… Одна у нас радость и утешение – это Церковь, где находим абсолютный душевный покой, забываются все жизненные невзгоды далёкого севера…» – писал из Соловецкого концлагеря за четыре месяца до смерти келейник архиепископа Петра (Зверева) преподобномученик архимандрит Иннокентий (Беда).


13 января 1928 года архиепископ Петр, (находившийся в том же лагере), написал о нем своим духовным детям: «Отца Иннокентия похоронили, горько оплакав потерю его. Но на всё воля Божия. Он умер примиренный со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы…».


Как достигали подвижники этого вожделенного мира души, который мы не в состоянии найти при всех радостях жизни?


 Искренний и правдивый ответ – в письме из-за колючей проволоки советского ГУЛАГа: «…Молитвенно желаю вам от Господа всяких милостей и спасения душевного – последнее самое главное: будет оно, будет и всё остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нём лишь думать, к Нему стремиться, о Нём беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке…». (Фрагмент письма из Соловецкого лагеря архиепископа Воронежского Петра (Зверева), 1927 г.).


Очевидно: это не слова сожаления сетующего над своей судьбой неудачника – это торжествующий гимн победителя, чье сердце уже на земле преисполнено мира и радости Царства Божьего!


На них исполнились слова Иисуса Христа, сказанные Им апостолам в прощальной беседе у ворот Гефсимании: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». (Ин., 16; 33). Вместе с Распятым и Воскресшим Спасителем безоружные и беззащитные, престарелые и немощные архиереи и священники, монахи и монахини, миряне обоего пола и даже малые дети – стали победителями в духовном испытании от «князя мира сего» (диавола), восставшего против них с огнём и мечом.


А что же мучители? Клевещущие и преследующие, изрыгающие злобу и убийство, – сделались ли они счастливыми хотя бы на земле? Об их участи  тоже сохранились свидетельства. Приведем хотя бы один пример: «В ночь на 5 мая 1918 года перед звоном к Пасхальной заутрене в с. Григорьевском, крестьянин этого села Николай Гуляев произвёл выстрел из старинной пушки с целью, как он сам выразился, «подстрелить Христа». Пушку разорвало; убило на месте бывшего рядом с ним молодого парня, а самому Гуляеву оторвало ногу. Он был отвезён в городскую больницу, где через двое суток умер в страшных мучениях».


 «В 1937 году, в престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери, уроженец с. Глущиха Иван Хомяков решил показать своё неверие, – выстрелил в образ Богоматери. Стекло разбилось, пуля попала в образ. Вскоре Иван ушел в армию и захворал. Заболело на щеке то самое место, куда попала пуля на образе. Ему становилось всё хуже. Повезли по больницам – не помогает, ещё хуже становится. Наконец написали домой, чтобы за ним приехали. Дома его весьма усердно лечили, но лечение не приносило пользы. Щеку раздуло, как поросячье рыло и язва постоянно источала зловонный гной, поэтому приходилось затыкать её тряпкой. Дошло до того, что родственники отказались держать его в доме и отселили в баню.
Долго лежал он в бане, не умирал. Ему уже стали советовать: покайся, потому что тебя наказала Божия Матерь, может быть Она простит тебя? После многих страданий пришёл он в разум, покаялся, позвал священника о. Иоанна Знаменского, исповедался, причастился и на третий день мирно скончался».


Подобного рода случаи вам расскажут, наверное, в каждом городе и селе… Невольно вспоминается старинная народная мудрость: «Бог поругаем не бывает»!


Нам, наследникам земли Воронежской, освященной подвигом жизни многих святых, а теперь и пролитием страдальческой крови Новомучеников, – нам выбирать: чьим делам подражать, какому духу последовать.


Пусть жития святых земли нашей снова станут любимым всенародным чтением.
Пусть пример их веры озарит и наши сердца отблеском той Небесной славы, которой прославляет Бог любящих Его.


Все святые земли Воронежской, молите Бога о нас!

Протодиакон Николай Терпугов.

Использованы материалы: Дамаскин (Орловский), иеромонах. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия». Жизнеописания и материалы к ним. Т.1-4.

 

Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+