Атеист: В XIII веке западный богослов Фома Аквинский попытался научно доказать бытие Бога Современная философия эти доказательства не признает научными, поскольку они базировались на явных понятийных заблуждениях. Не существует и не может существовать рациональных доказательств бытия Бога. «Религия» и «Бог» никогда не станут понятиями научными!
Верующий: Да, «теологическое доказательство» Фомы Аквинского не доказывает, а лишь показывает, что причиной поразительной гармонии мира является Бог, а не случайное стечение обстоятельств. К научным фактам, прямо свидетельствующим о существовании Бога, души, ангелов, демонов и т. д., можно отнести данные о чудесах из жизнеописания святых.
К примеру, можно взять русского святого Иоанна Кронштадтского (†1908). О нем написано множество книг, еще живы некоторые из тех, кто общался с преподобным и своими глазами видели немало поразительных сверхъестественных чудес.
Прозорливость и чудеса преподобного Амвросия Оптинского (†1891) привлекли к нему всю Русь, самых прославленных писателей и мыслителей: Достоевского, Гоголя, Владимира Соловьева, Ивана и Петра Киреевских, Леонтьева и многих других. Что это? Неужели только обман, фантазия, коллективное сумасшествие, иллюзии и т, д.?
Атеист: Чувство — это еще не наука. Любой ученый может верить в Бога, может надеяться, что его гениальный ум не превратится в ничто и будет вторая жизнь на Небесах. Но объективных доказательств религиозных догматов не существует. В науке нет чудес. И если в науке появляются чудеса, то это неправильный эксперимент.
Верующий: Православие предоставляет средство проверки истинности догматических утверждений. Хочешь видеть Бога? — Очисть свое сердце, поскольку, по словам Христа, лишь «чистые сердцем Бога узрят» (МФ. 5, 8).
Что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет каких-либо фактов, свидетельствующих о НЕ-бытии Бога; во-вторых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важнейший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более как слепой верой.
Таким образом, оказывается: религия — научная теория, опытно проверяемая в течение веков многими поколениями, а атеизм — не научная.
Атеист: Мне неинтересна такая постановка вопроса! Да, современная наука ещё не все знает о мире. Но при чем тут религия? Мир перед нами все более раскрывается и расширяется, по мере того как мы открываем все новые и новые явления. Наука все более и боле вторгается в те области, где ранее господствовала религия. Наука сейчас подходит к анализу того, как человек думает. На повестке дня расшифровка на уровне элементарных процессов таких сложных феноменов, как талант и того, с чем он связан: любовь, ненависть и так далее. Ранее это относили к духовной сфере религии. Но теперь картина мира все в большей мере пишется наукой. Религия из нее вытесняется.
Верующий: Вопрос совсем не о так называемом противостоянии науки и религии. Нет такого противостояния. Величайшие ученые верили в Бога, следовательно, наука не отрицает Бога и мы стоим не пред альтернативой науки и религии, а религии и атеизма. Атеизм — всего лишь вера, вера в вечную смерть. Православие — вера в Вечную Жизнь.
Что предлагает атеизм?
Как ни живи, а конец тот же — значит, возьми от жизни все, что можно сегодня! Известно, к чему приводит подобная логика. В наше время мы особенно убеждаемся в ее убийственной действительности – каждый стремится «урвать» побольше, позабыв стыд и совесть…. Итак, на наших весах находится вера в Бога и (тоже) вера в небытие Его. И поскольку мы, действительно, живем один раз, необходим правильный нравственный выбор между добром и злом. Что плохого в вере в вечную
жизнь по сравнению с верой в вечную смерть?
Атеист: Мы можем спорить о том, что полезнее психологически для человека верить или не верить в Бога. Верить психологически комфортнее, но это не есть доказательство существования Бога. Это псевдо-вопрос. По-моему, вся проблема состоит в том, что мы с Богом пока не встречались хотя, согласно Библии, люди встречались с Богом довольно часто.
Верующий: Совершенно верно! Религия утверждает, что люди встречались с Богом. Если бы они никогда с Ним не встречались, то и самой идеи Бога не было бы.
А вот в отношении того, почему вы с Ним не встречались, спрошу Вас: Бог Кто есть? Он – духовная реальность, постижение Которой требует и соответствующего духовного, а не физического метода познания. Что это за метод? Повторю слова Евангелия: «Чистые сердцем Бога увидят» (МФ. 5, 8). Поскольку Царство Бога внутри человека, а не в созвездии Ориона, значит, и встреча с Богом зависит от самого человека, а именно - от его духовного и нравственного состояния. Вот здесь-то и заключена основная для человека трудность познания Бога, ибо самая тяжелая победа — это победить самого себя…
Протодиакон Николай Терпугов.
Беседа составлена на основе тезисов атеистической литературы советского периода.
Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».