Беседа верующего с атеистом

М.В. Нестеров  «Философы»
М.В. Нестеров «Философы»
Невозможно слепому расска­зать о зеленом цвете, а глухо­му — о миноре и мажоре.

Атеист: В XIII веке западный богослов Фома Аквинский попытался научно доказать бытие Бога Современная филосо­фия эти доказательства не признает научными, поскольку они базировались на явных понятийных заблуждениях. Не существует и не может существовать рациональных доказательств бытия Бо­га. «Религия» и «Бог» никогда не станут понятиями научными!


Верующий: Да, «теологическое доказательст­во» Фомы Аквинского не доказывает, а лишь показывает, что причиной поразительной гармонии мира является Бог, а не случайное стечение обстоятельств. К научным фактам, пря­мо свидетельствующим о существовании Бога, души, ангелов, демонов и т. д., можно отнести данные о чудесах из жизнеописания святых.


К примеру, мож­но взять русского святого Иоанна Кронштадтского (†1908). О нем написано множество книг, еще живы некоторые из тех, кто общался с преподобным и своими глазами видели немало поразительных сверхъестественных чудес.
Прозорливость и чудеса преподоб­ного Амвросия Оптинского (†1891) при­влекли к нему всю Русь, самых прослав­ленных писателей и мыслителей: Дос­тоевского, Гоголя, Владимира Соловь­ева, Ивана и Петра Киреевских, Леонтьева и многих других. Что это? Неужели только обман, фантазия, коллективное сумасшествие, иллюзии и т, д.?

Атеист: Чувство — это еще не наука. Лю­бой ученый может верить в Бога, может надеяться, что его гениальный ум не превратится в ничто и будет вторая жизнь на Небесах. Но объективных доказа­тельств религиозных догматов не су­ществует. В науке нет чудес. И если в науке появляются чудеса, то это неправильный эксперимент.


Верующий: Православие предоставляет сред­ство проверки истинности догматических утверждений. Хочешь видеть Бога? — Очисть свое сердце, поскольку, по сло­вам Христа, лишь «чистые сердцем Бога узрят» (МФ. 5, 8).
Что предлагает атеизм? Во-первых, он не имеет каких-либо фактов, свиде­тельствующих о НЕ-бытии Бога; во-вто­рых (и это самое тяжелое для атеизма), он не в состоянии ответить на важней­ший для него вопрос: «Что конкретно должен сделать человек, чтобы убедить­ся в небытии Бога?» А без ответа на него атеизм оказывается не более как слепой верой.


Таким образом, оказывается: рели­гия — научная теория, опытно проверяемая в течение веков многими поколениями, а атеизм — не научная.
 
Атеист:  Мне неинтересна такая постанов­ка вопроса! Да, современная наука ещё не все знает о мире. Но при чем тут религия? Мир перед нами все более раскрывается и расширяется, по мере того как мы открываем все новые и новые явления. Наука все более и боле вторгается в те области, где ранее господствовала религия. Наука сейчас подходит к анализу того, как человек думает. На повестке дня расшифровка на уровне элементарных процессов таких сложных феноменов, как талант и того, с чем он связан: любовь, ненависть и так далее. Ранее это относили к духовной сфере религии. Но теперь картина мира все в большей мере пишется наукой. Религия из нее вытесняется.


Верующий: Вопрос совсем не о так называемом противостоянии науки и религии. Нет такого противостояния. Величайшие ученые верили в Бога, следовательно, наука не отрицает Бога и мы стоим не пред альтернативой науки и религии, а религии и атеизма. Атеизм — всего лишь вера, вера в вечную смерть. Православие — вера в Вечную Жизнь.


Что предлагает атеизм?


Как ни живи, а конец тот же — значит, возьми от жизни все, что можно сегодня! Известно, к чему приводит подобная логика. В наше время мы особенно убеждаемся в ее убийственной действительности – каждый стремится «урвать» побольше, позабыв стыд и совесть…. Итак, на наших весах находится вера в Бога и (тоже) вера в небытие Его. И поскольку мы, действительно, живем один раз, необходим правильный нравственный выбор между добром и злом. Что плохого в вере в вечную
жизнь по сравнению с верой в вечную смерть?

Атеист: Мы можем спорить о том, что полезнее психологически для человека верить или не верить в Бога. Верить психологически комфортнее, но это не есть доказательство существования Бога. Это псевдо-вопрос. По-моему, вся проблема состоит в том, что мы с Богом пока не встречались хотя, согласно Библии, люди встречались с Богом довольно часто.


Верующий: Совершенно верно! Религия утверждает, что люди встречались с Богом. Если бы они никогда с Ним не встречались, то и самой идеи Бога не было бы.
А вот в отношении того, почему вы с Ним не встречались, спрошу Вас: Бог Кто есть? Он – духовная реальность, постижение Которой требует и соответствующего духовного, а не физического метода познания. Что это за метод? Повторю слова Евангелия: «Чистые сердцем Бога увидят» (МФ. 5, 8). Поскольку Царство Бога внутри человека, а не в созвездии Ориона, значит, и встреча с Богом зависит от самого человека, а именно - от его духовного и нравственного состояния. Вот здесь-то и заключена основная для человека трудность познания Бога, ибо самая тяжелая победа — это победить самого себя…

Протодиакон Николай Терпугов.


Беседа составлена на основе тезисов атеистической литературы советского периода.

Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+