Наука и религия: верят ли ученые в Бога?

«Если вы несчастны, то не вините меня»
«Если вы несчастны, то не вините меня»
«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию», - Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 гг.).

На атеистических лекциях советского времени, религиозному взгляду на мир принято было противопоставлять так называемое «научное мировоззрение». Подразумевалось, что наука, исследовав всё окружающее, не нашла следов воздействия какой-либо потусторонней силы.

Ещё М.В. Ломоносов предостерегал незадачливых «всезнаек» от смешения понятий мира материального и мира духовного: «Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божественную волю измерять циркулем. Таков же богословия учитель, если он думает, что по псалтири научиться можно астрономии или химии».


Скажите, а какая именно наука занимается проблемой поиска Бога? Ни геометрия, ни физика, ни химия или астрономия не ставят перед собой цели Его найти! Да и невозможно опознать Бога с помощью микроскопа или химического анализа – Его ищут и видят сердцем, причём сердцем чистым. А это уже – область духовной жизни, область действия Церкви. Стало быть у неё и нужно спрашивать: нашла ли она Бога?


Но не только священнослужители и монахи свидетельствуют о Боге; взгляните, что говорят о Нём сами учёные – хранители «научного мировоззрения»:


Иоганн Кеплер (1571 – 1630 гг., астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в солнечной системе):

«О, как счастлив тот, кому дано через науку возвышаться до небес. Там видит он превыше всего творчество Божие!..»


Камиль Фламмарион (1842 – 1925 гг., французский астроном):

«Математический порядок астрономической организации вселенной обязан своим происхождением Разуму, без сомнения высшему, чем разум астрономов, открывших выражение правящих миром законов».


Блез Паскаль (1623 – 1662 гг., выдающийся математик, основоположник гидростатики, его именем названа единица давления и механического напряжения; вёл полумонашеский, подвижнический образ жизни):

«Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его: эти люди разумные, но ещё несчастны».

Роберт Бойль (1627 – 1691 гг., английский химик, физик, положил начало химическому анализу, установил один из законов газа [закон Бойля - Мариотта], ввёл название барометр):

«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца».


Исаак Ньютон (1643 – 1727 гг., знаменитейший английский математик, механик, астроном, физик, создатель классической механики; дал формулу закона всемирного тяготения и теорию движения небесных тел. Сам он своим величайшим трудом считал толкование книги пророка Даниила. Произнося имя Божие непременно снимал шляпу):

«Знаем учение и Моисея, и пророков, и апостолов, и даже Самого Христа. Если мы с ними не согласны, то мы также неизвинительны, как и евреи».


Андре Ампер (1775 – 1836 гг., основоположник электродинамики, установил закон механического взаимодействия токов [закон Ампера]), в письме к молодому учёному говорит:

«Берегись заниматься исключительно наукой, как ты это делал прежде… Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за край Божией ризы».


Дени Дидро (1713 – 1784 гг., философствующий писатель и революционер):

«Глаза и крыла бабочки достаточно, чтобы раздавить безбожника».


Макс Борн (1882 – 1970 гг., немецкий физик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии):

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом. Многие учёные верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди!».

В завершение приведем величественный гимн Господу Богу, воспетый величайшим из русских ученых своего времени – Михаилом Васильевичем Ломоносовым – кто дерзнет назвать его темным невеждой?

Утреннее размышление о Божием величии

Уже прекрасное светило
Простёрло блеск свой по земли
И Божии дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным сим лучам,
Представь, каков Зиждитель Сам!

Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны кружатся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада –
Как искра пред Тобой одна.
О, сколь пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполнены Твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш, Господь!»

Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел,
Но взор Твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости Твоих очей
Лиется радость твари всей.

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
Чтоб, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, безсмертный Царь!

Подготовил протодиакон Николай Терпугов.
(Цитаты приведены по сборнику: «Библия опережает науку на тысячи лет». Изд.: М., 1996). 

Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+