Вопросы о православной вере (часть первая)

Крест с изображением цаты (полумесяца).
Крест с изображением цаты (полумесяца).
Среди прихожан городских и сельских храмов всегда найдутся люди, недоумевающие по поводу, казалось бы, простых, но имеющих для них важное значение, вопросов. В этой рубрике мы попробуем ответить на некоторые из них.

 

–  Есть некоторые сорта яблок, которые поспевают задолго до праздника Преображения Господня – когда благословляется вкушение нового урожая яблок и винограда. Можно ли употреблять в пищу до 19 августа такие ранние сорта плодов?

– Запрещение на вкушение плодов нового урожая до 19 августа относится, в первую очередь, к винограду, а на яблоки распространяется лишь в тех местностях, где виноград не произрастает. (См. Типикон – Церковный Устав). Для садоводов нашей среднерусской местности существует мнение духовно опытных священнослужителей. Если какой-либо сорт яблок в Вашем саду поспевает рано и не может храниться до 19 августа, его следует принести в храм на водосвятный молебен для освящения, после чего плоды этого дерева можно вкушать как получившие благословение. На плоды остальных яблонь пост сохраняет силу. Если этот ответ Вас смущает, следует получить совет в частном порядке на исповеди у своего духовника.

 

 

–  Что означает полумесяц под Крестом на куполах многих православных храмов?

– Действительно, Крест над куполом имеет в нижней части округлую полусферу – но это образ не полумесяца, а якоря, поскольку сам храм – образ корабля. Не следует путать этот древнейший христианский символ с полумесяцами мусульманских мечетей. Такое изображение Креста существовало задолго до появления ислама. Например, в древних катакомбах Рима, где скрывались от гонений христиане I века н.э., до наших дней сохранились выбитые на каменных стенах изображения как Креста, так и якоря, корабля и иных древних христианских символов.

 

 

–  Можно ли беременным женщинам заходить в храм и участвовать в церковных таинствах?

– Да, можно и нужно. Вспомните, хотя бы, мать преподобного Сергия Радонежского, о которой известно, что младенец в её утробе трижды вскрикнул во время Божественной литургии. Это предвозвещало служение будущего новорожденного Святой Троице. А если младенец уже во чреве матери может прославлять Бога, то зачем же лишать его этой радости?

–  Можно ли крестить детей в пост?

– В древней Церкви существовал обычай совершать Таинство Крещения в Великую Субботу, накануне Пасхи. То есть, как раз в период Великого поста! Новокрещеные христиане вступали в праздник Пасхи уже просвещёнными святым Крещением и вместе со всеми на литургии приобщались Святых Таин. Однако, в случае необходимости, как мы видим из истории Церкви и житий святых, Святое Крещение, могло быть совершено в любое время и при любых обстоятельствах. Вспомните совершенное апостолом Филиппом крещение каженника (казнохранителя) Эфиопской царицы – оно произошло после единственной беседы, но при наличии крепкой веры крещаемого. (См.: Деян. 8: 26-40). Важность этого Таинства чрезвычайна: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна, гл.3, ст.5). Имеется предписание Устава, что если новорожденный младенец немощен и есть риск скорой смерти, следует крестить его немедленно – «да не скончается непросвещен» (выдержка из чинопоследования Крещения, приводимого в Требнике). Заметьте, - нет никакого указания на постное или непостное время календаря.

 

 

– Некоторые говорят, что храмы, находящиеся на кладбищах – вовсе не храмы, а часовни. Так ли это?

– Нет, это мнение неверно. Наличие кладбища не должно смущать христианина, верующего в жизнь будущего века. Более того, храмов без святых мощей просто не существует! Мощи святых мучеников имеются на Престоле в Антиминсе, мощи святых вкладываются в основание Престола и, бывает, при закладке строительства храма. У Алтаря храма всегда хоронили его ктиторов – благодетелей, на чьи средства этот храм был построен, а также священников, в нём служивших. Вспомните Архангельский собор Московского Кремля – акрополь Российских Царей, вспомните бесчисленные надгробные плиты архиереев и игуменов в соборах монастырей, памятные надгробия усыпальниц архиереев в кафедральных соборах… У Бога вообще нет мёртвых! «Бог не есть Бог мёртвых, но живых», - сказано в Священном Писании (Мф.22,32). Изображённые на иконах святые – тоже усопшие христиане, а мы обращаемся к ним, как к живым, и они слышат нас. Значит, живые и усопшие – вместе мы составляем единую Церковь Христову. А различие храма и часовни вовсе не в наличии вокруг могил, а в наличии Алтаря и Престола, где совершается Божественная литургия.

 

 

На вопросы прихожан отвечал клирик Благовещенского кафедрального собора г.Воронежа протодиакон Николай Терпугов.

 

Материал опубликован в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+