Протоиерей Виталий Давидюк: «Благотворительности заслуживают все»

Протоиерей Виталий Давидюк
Протоиерей Виталий Давидюк
Журналисты 36on.ru пообщались с отцом-настоятелем храма во имя святого апостола Андрея Первозванного.
Основная тема разговора, который мы вели с руководителем епархиального отдела по благотворительности и социальному служению, - взаимопомощь, милостыня, благие дела и все, что с этим связано.
 
 
 
Как православная церковь относится к благотворительности?
Благотворительность - то поприще, где церковь развивается и трудится. Мы не можем представить современную, в христианском понимании, жизнь без этого. Если говорить об истории, то можно убедиться, что благотворительность как традиция 
появилась сразу после того, как Киевская Русь приняла крещение. Уходя еще глубже, можно найти множество подтверждений того, что благотворительность была широко распространена на территории Римской империи.
 
Что заставляет людей заниматься благотворительностью?
Христианская любовь и милосердие, присущие каждому. Вопрос милостыни - один из самых актуальных на сегодняшний день. Особенно с учетом того, что количество обездоленных людей, попавших в сложную ситуацию, растет.  Такие люди заслуживают помощи и нуждаются в ней.
 
Христианская любовь? А если человек не верит в Бога?
Как сказал один великий муж, душа человека  по своей природе является христианкой. Нет таких людей, которые были бы далеки от вопросов доброты и всего, что с нею связано. Ну и, конечно, совесть, которая является одним из важнейших критериев благих поступков.
 
Часто ли случается, что люди, прикрываясь благими поступками, рекламируют себя?
Да, к сожалению, в наше время бывает так, что добрые дела совершаются с целью саморекламы. Но это редкость, а не правило. Большей частью добрые дела, к примеру,  меценатство, творятся с благими намерениями. А самореклама - это личное дело каждого.
 
 
 
Благотворительность, которая совершается с целью саморекламы, с точки зрения христианства - хороший поступок?
Есть евангельский принцип: если делается какое-то доброе дело, то левая рука не должна знать, что делает правая. В любом случае, нам всем давать ответ перед Богом - с каким умыслом и что мы делали.
 
А вы занимаетесь благотворительностью?
Конечно. На этом поприще я служу и тружусь по благословению митрополита.
Если говорить о благотворительности в более широком ее понимании - о деяниях, совершаемых в рамках работы нашего отдела, - то это социальные акции, такие, как «Белый цветок», акции в послепасхальный период, на Рождество и множество других. Конечно же, благотворительность для нас - дело повседневное. Вы могли заметить, что у храма собираются люди. Это малоимущие, которых мы кормим каждый понедельник.
 
 
 
Лично принимаете участие?
Конечно.
 
Расскажите поподробнее о «Белом цветке».
Это акция, которую мы проводим ежегодно в поддержку онкобольных детей, находящихся на лечении в детской областной больнице. В Россию идея пришла из древней Европы. Впервые акция проводилась в Дании и Швейцарии. В России первый раз она проводилась в 1911 году во время правления Николая II. Но тогда у «Белого цветка» была другая цель:  борьба с туберкулезом. Ведь в те времена эта болезнь была «чумой века». В послереволюционное время - до начала 90-х - о «Цветке» мало кто знал. А в 90-х акция  стала возрождаться. У нас в Воронеже она проходит уже в пятый раз.
 
В чем суть акции?
 
Помощь - материальная и просветительская. Мы не только собираем средства для больных детей, но и стараемся донести до общественности, что проблема детской онкологии существует и с нею надо бороться.
 
Отмечу, что в 2014 году таким образом было собрано около 10 000 000 рублей.
    
 
Некоторые люди считают, что благотворительность - пустая трата времени и денег. Что думаете на этот счет?
Таких людей крайне мало. Люди, пускай и невоцерковленные, создания мыслящие. И сегодня в непростом мире, окружающем нас, социальные вопросы стоят очень остро. Рассуждать о том, что благотворительность - пустая трата времени, неправильно. Каким бы ни было миропонимание, нужно всегда помнить, что каждое доброе дело, совершенное нами, ценно в глазах Господа.
 
Стоит ли тому, кто совершает благие дела, отождествлять их с взаимопомощью?
Обращаясь к истории церкви, а конкретно к житиям святых, можно привести в пример великомученика и целителя Пантелеймона, который занимался врачеванием, и делал это безвозмездно. Аналогичными делами занимался святитель Лука - известный хирург, работающий на фронте. Тот, кто совершает благое дело, не должен ждать отдачи - он должен понимать, что ему воздаст Бог.
 
Могут ли благие намерения обернуться трагедией?
В жизни бывает всякое. Основное мерило благих дел  -  рассудительность. Благое дело - благое уже по своей сути. И тот, на кого оно направлено, всегда будет отвечать добром. Да, бывают частные случаи - но они скорее исключение.
 
Один из читателей портала рассказал журналистам 36on.ru историю: вечером он шел мимо магазина и увидел мужчину, лежащего на пороге здания - от него пахло перегаром. Молодой человек помог ему встать и предложил довести до дома, на что получил резкий отказ в матерной форме.
    
 
 
Стоит ли, столкнувшись с подобной ситуацией, прекращать помогать людям?
Нет. К таким людям, как в вашем примере, надо относиться с пониманием и терпением. Но доброту заслуживает каждый.
 
Стоит ли благотворителю  во всеуслышание заявлять о своих делах?
Из своего опыта могу сказать, что все меценаты и спонсоры старались обезличить свое благотворительство. Это христианский подход. Еще в священном писании говорится, что милостыня должна оставаться в тайне.
 
Можно ли меценатство отнести к благотворительности?
Да. Меценатство - это форма благотворительности. Более того, сейчас  это очень развитая форма.
 
Каждый ли заслуживает благотворительность?
В  каждом конкретном случае необходимо разобраться - понять суть проблемы. Действовать рассудительно.
 
То есть благотворительность заслуживают не все?
Заслуживают - все. В своей основе. Но во всем должно быть понимание того, на что пойдет жертва.
 
Стоит ли отказываться от благотворительной помощи?
Думаю, что нет. Опять же, смотря какая благотворительность и что она предполагает. Этот вопрос требует очень тонкого подхода и осмысления. Если это делается с искренним, добрым побуждением, на добрые дела, то принять ее не возбраняется.
 
Отец Виталий, а есть ли примеры благотворительности в священном писании?
Масса. Первый пример, который приходит на ум - притча о милосердном самарянине:
 
    
 
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
    
 
Это - один из самых ярких примеров любви и сострадания.
 
Я бы хотел закончить нашу беседу словами врача, в простонародии известного как «святой доктор», Гааза Федора Петровича: спешите делать добро.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+