В селе Никольском в каждом доме живет артист

Народный театр в с. Никольское, Воронежская область
Народный театр в с. Никольское, Воронежская область
Когда-то в маленькое село Никольское Воронежской губернии (сегодня – Верхнехавский район) съезжались литераторы и театральные деятели Москвы и Петербурга. Съезжались, чтобы посмотреть на первый в России крестьянский театр, созданный здесь родной сестрой знаменитого режиссера Станиславского. Уже прошло 120 лет, а театр этот до сих пор живет.

История театра

Основоположники первого крестьянского театра России супруги Зинаида и Константин Соколовы переехали в Никольское в 90-х годах XIX века. Соколовы были зажиточной семьей, но увлекшись Толстовым и его теорией хождения в народ, распродали все свое имущество в Москве и перебрались в воронежское село.

Никольское порекомендовал Соколовым известный писатель Александр Эртель (в те годы он жил в соседней деревне Емпелевка), с которым супруги часто переписывались и встречались. Кстати, именно благодаря Эртелю, которого высоко ценили современники (Чехов, Бунин, Горький, и в особенности Лев Толстой), в сельский дом Соколовых съезжались лучшие литераторы страны.

Практически сразу Соколовы построили на собственные средства школу, открыли амбулаторию и мастерскую, где обучали крестьян художественной вышивке. Но что особенно ценно, они основали здесь знаменитый народный театр. Интересно, что он появился на два года раньше МХАТа, из-за чего его часто называют «старшим братом» московского театра.

Константин и Зинаида Соколовы

Молодость Зюли (так называли близкие Зинаиду Соколову) прошла в театральном окружении. Ее старшим братом был всемирно известный режиссер Константин Сергеевич Станиславский, которому принадлежит знаменитая фраза «Не верю!» Разумеется, это не могло пройти бесследно, и потому неудивительно, что в Никольском Зина начала прививать крестьянским детям, которых обучала грамоте, любовь к театральному искусству. А потом, увидев, с каким неподдельным интересом смотрят представления родители, пригласила и их. Первые спектакли крестьянского театра давали в господском доме. Он битком наполнялся крестьянами и их детьми. Детей заталкивали под лавки, чтобы они не мешали своим визгом. Спустя время для этого Соколовы  построили «ригу», или, как они ее называли, «рыгу» (в деревнях это были сараи для хозяйственных нужд). Она вмещала порядка 600 зрителей: на спектакли уникального крестьянского театра приезжали со всей округи.

По воспоминаниям очевидцев, Станиславский был в восторге от крестьянского театра, всячески его поддерживал, и даже уговаривал сестру и зятя поступать в создаваемый им МХАТ.

Начинался театр с литературных вечеров, на которых читали стихи и исполняли песни. Включали граммофон или играли на фортепиано в четыре руки. Полноценные спектакли стали делать чуть позже. В репертуаре были пьесы Островского (его особенно любили), Шпажинского, Чехова, Сологуба и Потехина. Репертуар был широкий: ставили даже оперу. В постановках были задействованы приглашенные из Москвы профессиональные артисты и оба супруга, которые исполняли главные роли. В массовку же приглашали крестьян. Декорации делали сами: Зинаида любила, чтобы все было натурально.

Очень скоро Никольское стало своеобразным культурным центром.  Сюда съезжались лучшие литераторы и артисты со всей страны. А в июне 1901 года в Никольское приезжал сам Станиславский с женой. «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них “Кручину” и “Бездольную”. Были они и на репетициях. Отношение актеров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем — публикой, мизансценами, игрой». По воспоминаниям очевидцев, Станиславский был в восторге от крестьянского театра, всячески его поддерживал, и даже уговаривал сестру и зятя поступать в создаваемый им МХАТ.

Но свое предназначение Соколовы видели в другом. Будучи убежденными народниками, они предпочитали оставаться внутри крестьянской жизни, самозабвенно сея в народной среде идеи просвещения и человеколюбия. Зинаида Сергеевна по профессии была учителем, Константин Константинович — врачом. Когда случился страшный голод (1891–1892 годы), Соколовы собирали средства, устраивали бесплатные столовые для голодающих крестьян и объезжали деревни, которые пострадали больше всего. Константин Соколов принимал в собственном доме больных со всей округи. Зюля всячески помогала мужу. В семье Соколовых воспитывалось пятеро детей, четверо из них были приемными.

Во время Первой мировой Соколовы разместили в своем доме лазарет, ставили пьесы для раненых солдат. Театр продолжал жить и после отъезда Зинаиды в Москву, и после смерти в 1919-м году ее мужа. Существовал ли он в 30-е годы, неизвестно. Но известно, что он был возрожден после войны. Словом, благодаря стараниям Соколовых и тем нравственным зернам, которые они посеяли на воронежской земле, театральная жизнь Никольского не обрывалась здесь даже в самые трудные для страны годы. Театр сумел пережить Первую мировую войну, революцию, Великую Отечественную, распад СССР. Не угас он и в 90-е, когда зарплату не платили месяцами, а для проезда в электричках выдавали пояснительные записки. Этим мы обязаны благодарным местным жителям, многие из которых помнили Соколовых и сохранили в своем сердце ответную любовь. Их заслуга, несомненно, и в том, что в 1994 году здесь начал свою работу фестиваль «Театральные встречи в Никольском», приуроченный к 100-летию основания театра. 

Музей

В поместье Соколовых стараниями энтузиастов - актеров Никольского театра и лично режиссера труппы Светланы Сукачевой, был сделан музей. Помимо обычных предметов крестьянского быта здесь есть уникальные экспонаты: старинная деревянная мебель (многое принадлежало Эртелю), фотографии XIX века, книги, портрет Чехова с его автографом и другое.

Каждая комната в доме-музее посвящена определенной теме. Так, слева располагается «Барская комната», в ней — экспозиция крестьянского быта. Стены обиты мешковиной и украшены фотографиями конца XIX века. На одних - семья Соколовых с детьми, на других — жители села. На самой большой фотографии в центре комнаты — семья мещан Кузнецовых из села Малая Приваловка. Женщина работала у Соколовых в лавке, а ее муж давал уроки кузнечного и столярного дела.

Не менее интересны предметы, относящиеся ко времени, когда в доме располагалась школа для сельской ребятни. Школа та держалась до последнего и была ликвидирована лишь пять лет назад -  из-за того, что в селе почти не осталось детей. Тогда работники театра решили сохранить память о ней — деревянные парты с откидными крышками, патефон, пионерские галстуки, учебники, счеты. Энтузиасты даже пригласили художника из Воронежа Наталью Худобину, чтобы она оформила экспозицию.

Дом-музей Соколовых находится под государственной охраной: он включен в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области. Только в нем нет отопления и очень сыро. Потому здание катастрофически разрушается и скоро может погибнуть со всеми экспонатами. 

Театр сегодня

Сегодня, по документам, в Никольском проживает около сотни человек. По оценкам самих сельчан, вдвое меньше. Молодежи нет. Как нет и школы, больницы или медпункта. Единственный очаг жизни в вымирающем поселке — театр.

Последние годы им руководит режиссер из Воронежа Светлана Сукочева. Репетиции проходят каждые выходные. Актеры приезжают из Воронежа и районов области. Энтузиасты. В труппе около 20 человек в возрасте от 30 до 70 лет. Они, как и полагается в народном театре, люди простые: учителя, соцработники, военнослужащие. Но есть и профессиональные актеры. В планах - пригласить актера, автора-исполнителя песен Игоря Растеряева.

Светлана Сукачева, режиссер народного театра в с. Никольское

Актеры репетируют и показывают свои спектакли на маленькой сцене сельского Дома культуры. Ставят в театре, по словам Светланы Сукочевой, то, что волнует самих сельчан. Спектакли разные: от «Айболита» до «Ночи перед рождеством» и «Женитьбы Бальзаминова». В репертуаре много документальных постановок, много о войне.

Коллектив Светланы Сухочевой изо всех сил стремится сохранить традиции местного театра и, в целом, культурные основы Никольского, заложенные 120 лет назад супругами Соколовыми. Это непросто, но пока им удается. Благо – почва благоприятная. Местные жители говорят: если пройти по селу и зайти в любой дом, то обязательно найдешь в нем артиста. Вот она – генетическая народная память! Надо добавить, что ее укреплению способствует регулярный фестиваль любительских театров под названием «Театральные встречи в Никольском». В этом году ему исполняется 20 лет. Как обычно, на верхнехавской земле соберутся самодеятельные коллективы со всей Воронежской области, чтобы показать свои лучшие постановки. Никольский театр представит спектакль «Женщина уходит в дождь». Фестиваль пройдет в три дня - с 29 по 31 августа. Так что у каждого еще есть возможность своими глазами увидеть, что может вырасти в народе из семени любви и доброты через 120 лет, несмотря на периоды духовной засухи и нравственного голода.

Юлия Репринцева
Фото Ильи Кривцова
 

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+