Кто такой Иван Крамской

Иван Николаевич Крамской, художник, (1837-1887гг.), Острогожск-Петербург
Иван Николаевич Крамской, художник, (1837-1887гг.), Острогожск-Петербург
В Острогожске, на одной из небольших улочек, среди частных домов можно встретить маленькую хату под камышовой кровлей. Именно здесь провел 16 лет своей жизни знаменитый воронежский художник Иван Николаевич Крамской. Жители Острогожска гордятся таким земляком: в городе существует дом-музей И.Н. Крамского и историко-художественный музей имени И.Н. Крамского. В них бережно хранятся вещи, несущие память о великом русском художнике.

Дом с камышовой крышей построил в 30-е годы 19 века отец Ивана, Николай Матвеевич. Семья приехала в Острогожск из Богучара, так как Николаю Матвеевичу предложили работу письмоводителя в городской Думе. Художник часто вспоминал речку, находившуюся недалеко от дома: «Это моя родная улица была крайняя к реке Тихой Сосне… Ах, какая это была река!».

Историю дома Крамских научные сотрудники будущего дома-музея воссоздавали буквально по крупицам. Помогли в этом найденные купчие на дом, а также свидетельства последних владельцев. По их словам, дом не перестраивался, появилось только одно новое окно, которое во время реставрации пришлось заложить. Иван Крамской писал, что «дом наш в три окна на улицу стоял окнами на восточную сторону…».

Дом-музей был открыт в 1987 году к 150-летию со дня рождения Ивана Крамского. Войдя в дом-музей, мы попадаем в сенцы и проходим дальше на кухню. Здесь добрая матушка готовила еду для всей семьи. Мама очень любила Ивана, хотя и не всегда могла понять его. А вот отец имел грубый характер. Иван вспоминал, что каждое утро в его семье начиналось со скандала: отец все время ругался с матерью. 

Доход отца позволял Ивану учиться в уездном училище. Уже с детства маленький Ваня был любознательным ребенком, поэтому учеба в училище ему пришлась по душе. В доме-музее сохранилась экзаменационная ведомость учеников второго класса, в числе которых шестым по списку значится Иван Крамской с отличными оценками.

Отец Ивана умер, когда будущему художнику было 12 лет, и о дальнейшей учебе в гимназии речи даже и не шло. Хотя Крамской до конца жизни жалел о том, что пришлось оставить учебу, и говорил: «никогда и никому я не завидовал так, как человеку действительно образованному. Прежде у меня даже была лакейская паника перед каждым студентом университета». 

После смерти отца мать пристроила Ивана письмоводителем. Однако такая работа не пришлась по духу одаренному художнику. Уже в семь лет маленького Ваню тянуло к искусству: он лепил казаков из глины на улице. С 12 лет Ваня начал рисовать тушью и карандашом, а уже позже он получил от местного художника Михаила Тулинова первые краски и кисти. Именно Михаил Борисович первый заметил и оценил влечение Крамского к живописи. А вот среди братьев Иван особого одобрения не получил. Лишь матушка понимала увлечение сына и, пройдя пешком более 100 километров, отвела его в Воронеж на обучение к известному иконописцу. Однако вместо обучения живописи юношу заставляли выполнять различные хозяйственные дела, поэтому он через 3 месяца вернулся домой.

В 1853 году в Острогожск из Харькова приехал фотограф Яков Петрович Данилевский. В это время перед Крымской войной 1853-1856 годов в Острогожске постоянно становились на проживание  военные полки.

Яков Петрович Данилевский надеялся, что сможет найти среди офицеров желающих получить свои портреты. Его ожидания оправдались, но ретушер, работавший вместе с ним, сильно запил и не смог продолжать работать. В отчаянии Данилевский отправился к товарищу по работе, Тулинову, и предложил ему ретушировать его работы. А Тулинов предложил попробовать вместо себя молодого Ваню. Вместе с ним Тулинов занялся отделкой нескольких пробных фотографий. Фотографии вышли, на радость Данилевскому, замечательными. Обрадованный фотограф начал переговоры с семьей Вани. Однако матушка долго не соглашалась отпускать сына на службу к фотографу. Но, в конце концов, уступила, и Данилевский подписал с Крамским контракт на 3 года. В это время художнику было 16 лет.

В течение трех лет работы с фотографом Иван объездил большую часть Центральной России и Украины и со временем стал одним из лучших мастеров по ретушированию фотографических портретов. Однако работа не нравилась Ивану, он вспоминал, что «своих понятий в живописи он вовсе почти не имеет, а следует по большей части суждению посторонних… В домашней жизни он человек очень хороший, вне же семейства он… или нет, нет, лучше я ничего не скажу». Работа Якова не удовлетворяла юношу, также как и отношение фотографа к нему. В своем дневнике Иван пишет: «Я преимущественно люблю ландшафты, а в особенности если они представляют ночь, вечер или что-нибудь в этом роде… О! Как я люблю живопись! Милая живопись! Я умру, если не постигну тебя хоть столько, сколько доступно моим способностям».

Через 3 года работы, Иван повздорил с Данилевским и уехал в Петербург, где поступил ретушером к фотографу Александровскому. Благодаря помощи Крамского Александровский стал «Фотографом Его Императорского Величества». После чего Иван был приглашен работать с петербургским фотографом Деньером. Уже будучи учеником Академии художеств, Иван для работы брал в напарники своих товарищей, которые впоследствии прозвали его «богом ретуши».

В 1857 году Иван Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Довольно быстро он перегнал в учебе своих товарищей. В 1863 году он получил малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Он думал, что поступает в некий храм искусства, где будет слушать «огненные речи профессоров». Но со временем, Иван понял, что Академия не имеет ничего общего с храмом, да и «огненных речей профессоров» здесь не услышишь.

Его разочарование было велико: «Словом, я полагал встретить нечто похожее на те мастерские итальянских художников, какие действительно существовали. Рассказы товарищей о том, что такой-то профессор – замечательный теоретик, а вот этот – великий композитор, только разжигали мое воображение. В натурном классе я имел уже право избрать себе профессора в постоянные руководители, которому я должен был показывать свои классные и внеклассные работы и выслушивать замечания и советы. Как видите, это правило было бледным отголоском когда-то живого общения между учителем и учениками и имело место за целые столетия до возникновения самих Академий».

До конца обучения оставалось совсем немного времени. Совет Академии предложил ученикам написать конкурсную работу на тему скандинавских саг «Пир в Валгалле». Но четырнадцать человек, в числе которых был и Крамской, отказались выполнять это задание. Это были молодые парни, которые горели верой в новые идеалы живописи. Они хотели, чтобы их задание было на свободную тему, ведь они — художники!..

Ученики собрали митинг, на котором решили подать в Совет Академии прошение с просьбой предоставить им полную свободу в выборе сюжетов. Однако ответа на их просьбу так и не последовало. Они предприняли еще несколько попыток, которые также оказались тщетными. Через некоторое время ученики получили повестку явиться 9 ноября 1863 года в конференц-зал Академии на конкурс. Вот, как описывает то утро Иван Крамской:

«Когда все прошения были уже поданы (прим. прошение освободить их от конкурсной работы и выдать дипломы на звание художников), мы вышли из правления, затем из стен Академии, и я почувствовал себя наконец на этой страшной свободе, к которой мы все так жадно стремились. Дальше вспоминать нечего. Началась действительность, а не фантазии».

Четырнадцати ученикам были вручены дипломы классного художника второй степени.

Ушедшие из Академии ученики образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. «Художественная артель возникла сама собой, – писал Крамской, – Обстоятельства так сложились, что форма взаимной помощи сама собою навязывалась. Кто первый сказал слово? Кому принадлежал почин? Право, не знаю. В наших собраниях после выхода из Академии в 1863 году забота друг о друге была самой выдающейся заботою. Это был чудесный момент в жизни нас всех».  

В 1865 году Крамского пригласили помочь расписать купол храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни основного художника, всю роспись купола Иван делал сам. В 1863-1868 годах Иван Кроме того Крамской преподавал уроки рисования в школе.

За свою жизнь Иван Крамской создал не один шедевр. Одна из его известных работ — «Христос в пустыне», сейчас находится в Третьяковской галерее. Иван Николаевич создал множество портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, С.П. Боткин и другие.

Помимо дома-музея в городе находится историко-художественный музей имени И.Н. Крамского. В 1907 году Глеб Николаевич Яковлев — местный краевед, - предложил к 70-летию со дня рождения художника попросить Илью Ефимовича Репина нарисовать его портрет. Ведь именно Репин был любимым учеником Крамского. Планировалось поставить его в центральную библиотеку, чтобы каждый читатель помнил о великом художнике. Однако Репин отказал острогожцам и предложил обратиться к дочке Крамского — Софье Ивановне Юнкер-Крамской. 

Чуть ли не всем городом писали письмо Софье Ивановне в Санкт-Петербург. В ответном письме она говорила, что ее мама плакала, так ей было приятно, что на родине помнят и почитают Ивана Николаевича. Конечно же, Софья Ивановна прислала портрет отца, написанный ею незадолго до его смерти. Также, помимо этого портрета, она подарила музею множество его картин, а ее брат даже разработал план для будущей галереи, где могли бы храниться все картины.

Однако сын Крамского понимал, что построить картинную галерею с нуля очень дорого, поэтому предложил сделать надстройку над пожарным двором. И только в 1995 году все помещение отдали под музей. Семья Крамских всячески помогала находить те или иные картины для галереи. К сожалению, во время Великой Отечественной войны было утрачено много полотен, но до сегодняшнего дня сохранилось несколько картин, написанных лично Иваном Николаевич Крамским, и ознакомиться с его творчеством может каждый желающий.

Любовь Баландина
Фото Ильи Кривцова

 

Досье
Mini kramskoy 4 1402239169.jpg.600x450 q85

Крамской Иван Николаевич

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая (8 июня) 1837 года в Острогожской губернии. Закончив обучение в уездном училище, Иван не смог продолжить дальнейшее обучение в гимназии из-за смерти отца.

Матушка пристроила Ивана работать письмоводителем. Однако такая работа не нравилась ему. В 12 лет мальчик стал рисовать тушью и карандашом и его способности заметил местный художник Михаил Борисович Тулинов. Именно благодаря нему Иван впоследствии стал работать ретушером вместе с фотографом Яковом Петровичем Данилевским.

За три года работы ретушером Крамской объехал много городов в Центральной России и Украине. Но со временем работать с Данилевским стало невозможно, и Иван уехал в Санкт-Петербург ретушером к фотографу Александровскому. После чего стал работать с известным петербургским фотографом Деньером.

В 1857 году Иван решает поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств. С годами обучение в Академии перестало приносить радость художнику.

В 1863 году, когда для выпуска с Академии оставалось выполнить только одну конкурсную работу на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле», Крамской в числе четырнадцати учеников, подал прошение с просьбой дать им свободную тему, чтобы каждый художник мог выбрать наиболее подходящий для себя жанр. Однако их прошение так и не было одобрено, поэтому ученики попросили освободить их от конкурсной работы и выдать им дипломы на звание художников. Четырнадцати художникам были вручены дипломы классного художника второй степени.

Через 4 дня после выпуска, ученики образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. В 1865 году Крамского занимался росписью купола храма Христа Спасителя в Москве. В 1863-1868 годах он преподавал уроки рисования в школе.

Рукой Ивана Крамского написан такие известные картины, как «Христос в пустыне», портрет Л.Н. Толстого, «Неизвестная», «Неутешное горе», портрет Д.И. Менделеева и не только.

Умер художник в возрасте 49 лет 25 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+