Своя дорога

Александр Егорович Козинин, художник и скульптор,  Заслуженный работник культ...
Александр Егорович Козинин, художник и скульптор, Заслуженный работник культуры РСФСР, 64 года, город Калач, Воронежская область
Что делает скульптор международного уровня в воронежской глубинке.

– Успевать в детстве за сверстниками мне было тяжело – из-за слабого здоровья. Они в волейбол играть, а у меня кости в пальцах трещат, они бегать, а у меня под ребрами болит, – Александр Егорович Козинин, известный российский скульптор, член международной федерации художников ЮНЕСКО показательно прикладывает руку к груди. – А мне было скучно, хотелось с кем-то общаться. Вот я и прибился к старикам, которые обучили меня тонкостям столярного мастерства.

В семь лет у Козинина уже был свой ящик с инструментами, как у заправского  краснодеревщика. В пятом классе он без чьей-либо помощи вязал оконные рамы, а изготовление табурета было для него сущим пустяком. Вот так необычно и извилисто начинался путь Александра к изобразительному искусству и скульптуре. Зато это был его индивидуальный путь.

Козинин не любит проторенных дорог. В годы армейской службы у него была возможность поступить в престижную студию военных художников Грекова, но он отказался. А потом еще, к удивлению многих сверстников, вообще отказался от попыток покорять Москву, вернувшись на родину в Калач. «Если я действительно талантлив, то сам смогу протоптать дорогу в мир искусства», – говорил он. А если нет – стоит понимать – то и никакая Москва не поможет.

Первые трудовые годы Козинина в Калаче проходят под знаком профессионального взросления. Александр Егорович работает художником калачеевской художественной мастерской, параллельно занимаясь оформлением интерьеров. Как истинный скульптор он борется с излишествами и нагромождениями, характерными для того времени, внедряя зародившийся в позднем модернизме хай-тек в советскую классику. Он много читает, не жалея денег на дорогую литературу по искусству, посещает выставки, обрастает творческими связями. Когда спустя много лет, его дочь Надежду на вступительных экзаменах в Воронежское художественное училище попросят перечислить известных ей современных художников, она назовет внушительный список и к изумлению приемной комиссии добавит, что знакома со всеми лично.

Есть такая поговорка: если человек талантлив, то талантлив во всем. К Александру Козинину она хорошо применима. За свои 64 года он освоил свыше десятка специальностей, и в каждой из них достиг определенного успеха. Начинал, как уже было сказано, краснодеревщиком. Был художником, оформителем, проектировщиком зданий, иллюстратором, дизайнером мебели. Работал районным инспектором по охране памятников истории, культуры и археологии. Занимался и занимается общественной и международной деятельностью под эгидой ряда известных организаций. Но, так или иначе, главным делом его жизни всегда оставалась скульптура.

На вопрос о том, что он чувствует, когда создает форму, отвечает:

- Примерно то же, что и хохол, когда ест сало.

Шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. В работу он, действительно, ныряет предельно глубоко, стараясь не упустить из виду ни одной детали, ни одной мелочи.

– Вот работаешь ты над скульптурой и тебе надо вылепить складку на одежде, – объясняет Александр Егорович. – Казалось бы, ничего особенного делать тут нечего. Но не так-то все просто. У каждого ткани свой норов, поэтому складки из шелка, бархата или драпа сильно отличаются. И этого упускать из виду никак нельзя, иначе получится не скульптура, а халтура.

Пока же он строит на своем участке летний душ и радуется, что снова пригодились навыки столярного мастерства, полученные в детстве. Душ, судя по всему, получится и не душ вовсе, а произведение искусства.

Козинин всегда довольно долго изучает особенности тех объектов и людей, которых ему предстоит лепить:

- Самое трудное в создании образа – зацепиться. Лишь когда уловил суть, нашел изюминку, только тогда можно переходить от скелета к мышечной ткани.

Одним из наиболее сложных в этом плане образов для него оказался образ молодого А.С. Пушкина. В начале 2000-х Александр Козинин начал работу над памятником Марии Алексеевне Ганнибал и юному поэту для музея-заповедника в подмосковном Захарово. Скульптор  вспоминает, как долго он корпел над восторженным выражением лица будущего поэта и драматурга и как много внимания уделил каждой морщинке на умудренном опытом лице его бабушки. В один из таких вечеров к нему подошла его мать. Она долго наблюдала за сыном, а потом сказала:

- Прости меня, сынок. Я всю жизнь думала, что ты ерундой занимаешься, а сейчас вижу, что ты трудишься, не покладая рук, и всю душу в работу вкладываешь.

В истории этого памятника был и еще один трогательный момент. Скульптуру изначально решили делать на пожертвования. Специально для этого открыли счет в банке. Но на него пришло всего пятьсот рублей. И тогда Козинин стал работать над монументом за свои деньги. Александр Егорович отмечает, насколько для него в тот момент была важна поддержка жены, которая сказала, что, если надо, они продадут дом, но скульптуру создадут. Зато теперь это – один из любимых монументов автора и его супруги. 

Александр Пушкин и Мария Алексеевна представлены в классической манере, как и другие герои калачеевского скульптора. Это – авторский стиль Козинина, с которым он не собирается расставаться:

– Многие считают, что эта техника уже изжила себя. А мне кажется, что право на существование имеют разные стили искусства.  

Вероятно, так кажется не только ему: произведения Александра Козинина хранятся в музеях России, Италии, Израиля и Эстонии. Много работ украшает частные коллекции.

Ему сто раз предлагали перебраться в столицу. Но, будучи верным себе, Александр Егорович все сто раз отвечал отказом. 

– Меня разрушает московская суета, да и тщеславие мне чуждо, поэтому необходимости в переезде у меня нет, – поясняет он. –  А на нехватку работы я не жалуюсь: тружусь потихоньку, в основном ночью, потому что дневной свет за окном отвлекает, да и шум тоже. Жалко вот только руку недавно поранил, мог бы больше сделать. Но ничего, скоро все пройдет, и работа вновь закипит.

Пока же он строит на своем участке летний душ и радуется, что снова пригодились навыки столярного мастерства, полученные в детстве. Душ, судя по всему, получится и не душ вовсе, а произведение искусства. В прочем, как и все, к чему прикасается Козинин. А все почему? Просто он не любит проторенных дорог.

Алена Повалюхина
 Фото Ильи Кривцова и из личного архива Александра Козинина
         
Досье
Mini img 0363

Александр Егорович Козинин

Александр Егорович Козинин, художник, скульптор, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, член Творческого союза художников РФ. Родился 27 июня 1950 года в селе Старая Криуша Петропавловского района Воронежской области. В 1965 году, закончив восемь классов Старокриушанской средней школы, поступил в Бутурлиновское художественно-графическое педагогическое училище. В 1969 году получил диплом учителя рисования, черчения и труда.

После небольшой педагогической практики призван в ряды Вооруженный Сил СССР. По окончании службы с 1971 года работал художником, а затем главным художником калачеевской художественной мастерской. Параллельно занимается выставочной, педагогической и общественной деятельностью.

В 1989 году окончил курсы повышения художественного мастерства в Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова. В этом же году Александру Козинину было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
С 1996 года возглавляет Центр калачеевской традиционной культуры. С 2001 года – инспектор по охране памятников истории, культуры и археологии Калачеевской районной администрации. С 2006 года – старший научный сотрудник государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина в Подмосковье.

Александр Козинин – автор ряда монументальных произведений, среди которых: памятник погибшим воинам 6-й Армии (Калач), памятник первому комендору Октября Евдокиму Огневу (с. Старая Криуша Воронежской области), памятник Жаку Якобину (Калач), памятник Марии Алексеевне Ганнибал и Александру Пушкину (музей-заповедник А.С. Пушкина в подмосковном Захарово), памятник первому вкладчику Сбербанка России (Санкт-Петербург), монумент «Людмила Пахомова и Александр Горшков» (Одинцово).

В настоящее время помимо скульптуры, как основного своего призвания, проектирует жилые и общественные здания, интерьеры, мебель (среди его разработок есть электронный диван). Иллюстрирует учебную и художественную литературу. Ведет активную общественную работу, являясь членом Общественной палаты Воронежской области и Калачеевского муниципального района, членом художественного совета международной детской художественной галереи в Москве, действительным членом Петровской Академии Наук и Искусств, Международной федерации художников ЮНЕСКО, Международного художественного фонда, Всероссийского геральдического общества.

Развивает международные связи, участвуя в совместной деятельности со Всероссийской Ассоциацией международных культурных и гуманитарных связей, Международной детской художественной галереей и посольством Словении. В частности, он организовывает конференции, вечера дружбы, лекции в учебных заведениях, выставки детского творчества юных словенских и российских художников во многих регионах России, проводит презентации книг, издаваемых обществом «Д-р Франц Прешерн».

За заслуги в области культуры и искусства награжден медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени.

Женат, имеет двоих дочерей. Дочь Надежда пошла по его стопам, окончила Воронежское художественное училище. Супруга Ольга успешно занимается изготовлением глиняных игрушек, является лауреатом многих конкурсов.

 
 
          
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+