Кантемировские «Кузьминки»

Проведение древнего обряда "Кузьминки" в Кантемировке
Проведение древнего обряда "Кузьминки" в Кантемировке
В Кантемировке Воронежской области сохранился уникальный древний обряд «Кузьминки». Праздник в день памяти Кузьмы и Демьяна, отмечаемый 14 ноября по новому стилю, сегодня является большой этнографической редкостью.

Фольклорный обряд «Кузьминки» символизирует завершение всех сельскохозяйственных работ. В этот день селяне провожают осень и встречают зиму. Назван он в честь святых Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями ремесел.

Издавна в России существовали разные формы проведения обрядов на этот праздник. В Кантемировке есть свой особый сценарий. Здесь «Кузьминки» начинались святочными девичьими проказами «Похороны Кузьмы» и «Кузьмины вечерницы», и проводился обряд всегда на святки – 6 января.

«Похороны Кузьмы»

Девушки наряжались так, чтобы их никто не мог узнать, брали с собой чучело и проходили с ним по дворам. Впереди них шел батюшка, а позади – старушка со свечкой и скорбным плачущим лицом. Все это сопровождалось песнями и народным весельем:

«Нет на девушек суда
Нет суда на красных
В году три праздника у них:
Семик, Ивана-Купала, да Кузьмы-Демьяна»

Останавливаясь перед каждой хатой, девушки пели:

«Подаитэ на Кузьму-Дэмьяна на дивчачи празнык»

Поскольку обряд совершали на пограничной территории, со смешанной русско-украинской культурой, то все песни и поговорки исполнялись на особом диалекте - суржике. Это такая разновидность языка, состоящего из смеси русских и украинских слов. Далее вся похоронная процессия с чучелом направлялась к речке, где уже прощались с Кузьмой:

«Прощаи Кузьминушка»
Прыходь Покров-батюшка
Покрыи землю снижком, а нас жэнышком»

«Кузьмины вечерницы»

После того, как чучело сжигали, сразу шли пировать. Празднование второй части обряда «Кузьмины вечерницы» обычно проходило в какой-нибудь хате, где хозяйка угощала девчат обрядовой едой:

«Дивчата проходьтэ до хаты, Проходьтэ! Сидаитэ до столу! Прыгощаитэсь! Чим богати, тым и ради!»

 Не только хозяйка избы готовила угощение, но и с собой девушки приносили заранее  собранные по деревне продукты. Из них обычно готовили куриную лапшу, кашу, варили пиво.

За столом девчата желали друг другу женихов:

«Дождэмося Покровы, И шоб каждои из нас прэпало по женышку».

Кузьма и  Демьян – «свадебные кузнецы»

После угощения начинались «поцелуйные» игры, танцы и ухаживание молодежи. «Кузьминки» – это не только праздник урожая, но и праздник продолжения рода. Поэтому в этот день девушки гадают о замужестве с помощью петуха и кур. Раскидывают по полу сплетенные золотистые колечки из соломки с вкраплением зерна, примечают, где чьи. Птицы клюют колечки именно тех девушек, которым суждено скоро выйти замуж.

На Кузьму и Демьяна доигрывали последние свадьбы — ковали счастье молодых. Считается, что брачные узы, которые соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно. Этот праздник логично вписывается в осенний свадебный сезон:

«Узловать Кузьма, развязать нельзя».

В конце праздника все с танцами и песнями расходятся домой, а девушки исполняют песню Кантемировского района «Ой у поле криниченька, Там холодна водиченька».

Обряд «Кузьминки» в Кантемировке сохранился благодаря тем людям, которые многие годы собирались вместе, наряжались, пели песни, варили кашу, и таким образом берегли традиции своей местности, передавая опыт молодому поколению.

Дарья Бойченко
 
 
          
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+