Митрофан Воронежский. Слуга Царя Небесного

Митрофан Воронежский, первый воронежский епископ (1623-1703)
Митрофан Воронежский, первый воронежский епископ (1623-1703)
Жизнь епископа Митрофана Воронежского вполне заслуживает сюжета большого исторического, отчасти приключенческого романа – слишком много событий русской истории сошлись в его биографии. Слишком много успел сделать этот достойный сын своего Отечества и верный слуга Царя Небесного.

Сельский священник

О первой половине жизни Митрофана известно мало. Родился он в 1623 году в селе Антилохово на территории современной Ивановской области. Получил имя Михаил. По всей видимости, был сыном священника, так как в житии говорится, что «родился в мир сей от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере».

Еще свежи были в народе воспоминания о затяжной Смуте, о погромах, пожарах и бесчинствах польско-литовской шляхты в Москве, после которых в столице осталось не более 500 домов. Антилохово, находящееся примерно в 200 километрах от нее, конечно же, ощутило на себе присутствие и наемников, и ополченцев – «прелесть» неспокойного времени. Возможно, поэтому всю свою жизнь Митрофаний был на стороне порядка и твердой власти – с молоком матери впитал, что без нее совсем плохо.

До сорока лет у Михаила была семья – жена и сын. Но на пятом десятке он овдовел. И хотя в то время священникам было позволительно жениться вторично, Михаил предпочел другой путь и два года прожил строгой монашеской жизнью. Прожил бы и больше, если бы не просьбы общины Космина монастыря стать игуменом их обители.

Игумен из пустыни

За те девять лет, которые Митрофан прослужил в Косминском монастыре, он проявил себя как талантливый созидатель. При нем в обители  был построен новый каменный храм Спаса Нерукотворенного Образа, было обновлено убранство. Важно, что вся его деятельность проходила в годы глобального церковного раскола, последовавшего за реформами патриарха Никона, и в условиях всеобщего страха перед концом света, который пророчили в 1666 году. «Я видел антихриста, собаку бешеную: плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит; по нем царь последует и власти, и множество народа», - говорил тогда один из лидеров раскола протопоп Аввакум, и эти слова были широко известны.

Нательные иконки с образом Митрофана Воронежского, XIX век

В 1675 году Митрофан был переведен в Унженский Троицкий монастырь, в котором так же запомнился своими делами и поступками. По сей день именем Митрофана там зовется монастырский приют для девочек-сирот. Не удивительно, что деловитый настоятель обратил на себя внимание патриарха Иоакима, в ведении которого находился Унженский монастырь. По его поручению игумен Митрофан объехал множество церквей в окрестных землях, заменяя старопечатные богослужебные книги на новые и внедряя установленный канон. О каких-либо конфликтах Митрофана со священниками «старой веры» ничего не известно. Возможно, потому, что убеждать у него получалось не хуже, чем строить. Кстати, и то, и другое впоследствии весьма пригодилось ему в Воронеже.

Епископ Дикого Поля

До 1682 года воронежский край относился к ведению Рязанской епархии. Но никто из рязанских иерархов в такую глушь не заглядывал. Далеко и опасно - из-за постоянных набегов крымских и ногайских татар. Для развития православия здесь требовался человек особого трудолюбия и силы воли. Эти качества нашли в Митрофане и, рукоположив его в сан епископа, оправили в Воронеж. Незадолго до отъезда первый воронежский епископ присутствовал на коронации царевичей Петра и Ивана в Москве и лично держал в руках скипетр Петра. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда раскольники, поддержанные стрельцами, попытались устроить во время коронации церковный переворот и совершить обряд венчания на царство по старому обычаю – двумя перстами.

Оказавшись на воронежской земле, Митрофаний застал на ней неустроенность и анархию. Не хватало храмов: их тогда на огромной территории епархии было всего 182. «У нас место украинское (окраина) и всякого чину люди обвыкли жить неподвластно, по своей воле», - признавал святитель Митрофан, размышляя над тем, что ему предстояло исправить.

В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца

Вооружившись словом и личным примером, он начал с морального облика самого клира. В житии святого приводится его первая речь перед воронежскими священниками: «…Преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, …просвещайте неверующих святым крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте Пречистых Таин Тела и Крови Христовых, заботьтесь о больных…».

Памятник Митрофану Воронежскому перед Благовещенским кафедральным собором

Сея зерна православия, Митрофан самозабвенно и, главное, мудро боролся с сорняками язычества. Примечателен эпизод, когда епископ приехал на празднование Ярилина Дня, которое называл «бесовскими плясками». Он вышел к толпе, и… покаялся. Де, он плохой пастырь, раз в его епархии происходят языческие буйства, и поэтому  накладывает наказание на себя. И, как всегда, что сказал – то и сделал. По преданию, присутствующие устыдились и больше не праздновали Ярилу. Ну, или праздновали так, чтоб епископ не узнал.

Ну, и как же без созидания?! Разумеется, Митрофаний начал строить храмы. Спустя десять лет после его прибытия в Воронеж, им был освящен каменный пятиглавый Благовещенский собор. Царевна Софья пожертвовала собору колокол весом 160 пудов. Шестиярусный иконостас изготовил украинский мастер М. И. Снятковский. Всего за годы епископства Митрофания на воронежской земле было построено 57 храмов.

Епископ и царь

В 1696 году в Воронеж прибыл Петр Первый. Началась подготовка к Азовскому походу. На построенные верфи было собрано более 26 тысяч рабочих. Молодой император симпатизировал святителю – такой же труженик, такой же увлеченный строитель, как и он сам. Правда, в отличие от епископа, Петр не считался с жертвами и потерями, не знал меры в своих начинаниях. И, пожалуй, наибольшая заслуга Митрофания состоит не в поддержке петровских начинаний, а в смягчающем влиянии на царя, что требовало когда дипломатии, а когда смелости на грани самоубийства.

Митрофан умудрился убедить царя снизить государственные повинности для воронежцев, что является для российской истории случаем уникальным. В Воронежской епархии колокола не переплавляли на пушки. Вместе с тем, именно авторитет епископа способствовал успешной реализации планов Петра. «Сей архиерей сильно возносил хвалами намерения государевы и увещевал весь народ к ревностному содействию отеческим попечениям монарха», - писал один из историков петровской эпохи.

Пожалуй, наибольшая заслуга Митрофания состоит не в поддержке петровских начинаний, а в смягчающем влиянии на царя, что требовало когда дипломатии, а когда смелости на грани самоубийства.

Петр, недолюбливавший духовенство, и в целом не слишком благочестивый и смиренный человек, ценил возможность общения со святым, можно сказать, тянулся к нему. При любой возможности царь присутствовал на службах Митрофана и бывал на его подворье.  А в ноябре 1703 года он своими руками нес гроб преставившегося Митрофана. Епископ был погребен в Архангельском приделе Благовещенского собора. На раке святителя впоследствии были вычеканены слова Петра, сказанные им при погребении Митрофания: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности сему пастырю — отданием чести. Итак, вынесем его тело сами». По другой версии, царь выразился проще: «Нет у нас больше такого святого старца».

Память и беспамятство

В 1832 году по решению Синода гроб Митрофана был открыт, а сам он причислен к лику святых. На открытии мощей собралось до 50 тысяч богомольцев со всех концов России. Николай I прислал золотой покров - для возложения на гробницу святого, а спустя 40 дней после всенародного прославления лично прибыл в Воронеж, чтобы поклониться «столпу православия и воину Христову непобедимому».

Обретение мощей Митрофана, литография 19 века

Митрофан и впрямь был непобедим. Когда дело касалось защиты православной веры, он был непреклонен ни перед кем, даже перед царем. Известен случай, когда Петр в один из визитов в Воронеж пригласил к себе святителя. Тот явился, но увидев на царском дворе статуи греческих богов, развернулся обратно. А когда царь пригрозил казнить епископа, тот ответил: «В жизни моей государь властен; но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца».

Память об этом настоящем человеке осталась на века. И даже время не смогло помешать его бессмертию. Его прах уцелел и в революцию и в оккупацию. Храмы в честь Митрофана Воронежского действуют в Москве, Воронеже, Псковской области. В Карелии на берегу Важозера находится Митрофаниевская пустынь, основанная в 1904 году и возрожденная в 2000 году. В 2003 году в Воронеже был установлен памятник Митрофану. В городе действует Православная гимназия во имя святителя. А в Воронежском государственном университете проходят Митрофаниевские чтения и другие мероприятия в память о нем. На одном из них воронежский иеромонах Иннокентий (Никифоров) сказал, пожалуй, самые точные слова о первом воронежском епископе:

«Святитель Митрофан даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу. В трудное для нашей страны время петровских реформ он оказался выше и политиков-реформаторов, ставивших цель все в России изменить на западный манер, и стремящихся к изоляции и замкнутости раскольников-старообрядцев и их сторонников. Он сумел быть верным чадом Царю Небесному и бескомпромиссным верноподданным царю земному».

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+