Пятницкий и его народный хор

Митрофан Пятницкий, исполнитель и собиратель русских народных песен, основате...
Митрофан Пятницкий, исполнитель и собиратель русских народных песен, основатель русского народного хора (1864 - 1927)
Имя Митрофана Ефимовича Пятницкого имеет международную известность. Он и певец, и музыкант, и собиратель русских народных песен, и этнограф. А вершина его творчества – русский народный хор – истинная жемчужина Воронежской области и всей России.
 
Митрофан Пятницкий родился в 1864 году в селе Александровка Воронежской губернии в многодетной семье священнослужителя. Он был девятым ребенком из двенадцати. С малого возраста отец призывал Митрофана к смирению и готовил его к духовной карьере. Задатки для этого у мальчика были великолепные: прекрасный слух, голос и отменная музыкальная память. Но, к печали отца, Митрофана интересовала совсем другая музыка - народная. В раннем детстве он частенько убегал с друзьями из дома, чтобы послушать пение деревенских девушек. В Воронежском духовном училище, в которое все-таки с 11 лет отец устроил мальчика, его интерес только возрос. Как бы между делом он становится лучшим солистом училищного хора, но себя всецело посвящает творчеству поэта А.Кольцова и даже пробует писать музыку к его стихам. Вокруг Митрофана постепенно формируется кружок из таких же любителей народного пения. 

Митрофан, оскорбленный тем, что русскую песню назвали «кабацкой», категорически отказался выполнить требования инспектора духовного училища

Однажды, гуляя с друзьями по рынку, внимание Митрофана привлекла маленькая книжица под названием «Песенник». Вечером того же дня ребята сели в круг и на всю мощь голосов пропели всю книжицу от корки до корки. Конечно, поступок не мог ускользнуть от бдительных глаз  инспектора училища, и на следующий день Пятницкого вызвали для воспитательной беседы. Инспектор потребовал немедленно сжечь «Песенник» и покаяться за пение «кабацких песен». За непослушание пригрозил исключением. Митрофан, оскорбленный тем, что русскую песню назвали «кабацкой», категорически отказался выполнить требования инспектора. После этого разговора он уехал на каникулы домой и больше никогда не появлялся в училище.

В родной Александровке Митрофана не ждали: нетрудно предположить, как отнесся к своеволию сына отец. Потому Митрофан уезжает к сестре в село Садовое, где устраивается на работу в механическую мастерскую завода – сначала учеником, а чуть позже – слесарем. Любовь к столярному мастерству Пятницкий, кстати, пронесет через всю жизнь. В его доме будет много вещей, изготовленных собственноручно.

Призвание – русская песня

В 1897 году по настоянию врачей Пятницкий едет в Москву поправить здоровье. Там ему удается завязать знакомство с музыкальной элитой того времени – С.Танеевым, А.Кастальским и В.Пасхаловым.  Также он знакомится с директором Московской консерватории Василием Ильичем Сафоновым, который принимает талантливого юношу на вокальное отделение. Там на Пятницкого обращает внимание итальянский певец, профессор Камилло Эверарди, который берет юношу в ученики. Совместно они работают над исполнением итальянских песен, но вскоре Пятницким овладевает разочарование. И окончательное, кстати, понимание, что его путь – это русская народная песня.

Вскоре в селе Новая Усмань он находит целую семью песенников. Вот тогда-то впервые Митрофану пришла мысль о создании русского народного хора. 

В 1903 году Пятницкий становится членом музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Теперь у него появилась еще одна важная миссия: собирательство русских народных песен. С этой целью впервые за много лет он возвращается в Александровку. Неожиданно там он встречает удивительную семидесятилетнюю песенницу Арину Колобаеву и двух ее дочерей – Анну и Марию. Вскоре в селе Новая Усмань он находит целую семью песенников  во главе с талантливой Евфимией Леденевой. Вот тогда-то впервые Митрофану пришла мысль о создании русского народного хора. 

Первый народный хор

Прежде чем реализовать свою мечту, в 1904 году Пятницкий выпускает первый сборник русских народных песен. Назывался он «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда». Лишь в 1911 году по Москве разлетятся афиши о том, что в Малом зале «Благородного собрания» состоится концерт крестьян Рязанской, Тульской и Воронежской губерний. Удивление, вызванное у публики первой песней, перешло в восторг и кончилось овацией. Успех был ошеломляющий.

С того момента Пятницкий буквально живет своим хором, расширяет репертуар, ищет новые формы подачи. Однажды пришла мысль: а что, если попытаться воссоздать обстановку, в которой исполняется та или иная песня? С этой целью он возвращается в село, где продолжает записывать обряды, собирать песни, народные инструменты и костюмы. Вместе с ним в этой колоссальной работе принимает участие племянница Варвара Пятницкая.

В 1913 году выходит второе издание сборника «Двенадцать русских народных песен Воронежской губернии Бобровского уезда». А через год увидел свет сборник концертных выступлений хора М.Е.Пятницкого « Жемчужины старинной песни великой Руси»

Встреча с Лениным

С приходом к власти большевиков, хор Пятницкого большую часть своих концертов дает на промышленных предприятиях Москвы.  Стоит отметить, что хор в годы революции и гражданской войны пользуется успехом: только за зиму 1917-1918 года прошло около 80 концертов.

Крестьянский хор имени Пятницкого

22 сентября 1918 года произошла еще одна судьбоносная для Пятницкого встреча.  Хор давал концерт из трех отделений для курсантов ВЦИК в клубе имени Свердлова в Кремле. Одним из зрителей стал сам Владимир Ильич Ленин. Он с большим интересом прослушал всю программу и после выступления артистов пригласил Пятницкого к себе. Ленин высоко оценил Пятницкого и его артистов, обещал помогать и, надо сказать, свое слово сдержал. Страна по-настоящему заговорила о хоре Пятницкого, большую роль в этом сыграло развитие радиовещания. А 17 февраля 1925 года Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста республики и вынесено решение об организации при хоре музея народной песни.

Смерть

С осени 1925 года Митрофан по состоянию здоровья отходит от дел. Он все реже появляется на концертах и всю организационную часть выступлений передает в руки своего племянника Петра Казьмина.

Могила Пятницкого на Новодевичьем кладбище в Москве

За год до смерти прикованный к постели Пятницкий пишет письмо Наркому просвещения Луначарскому с просьбой найти средства для поддержки хора. Вечером 21 января 1927 года пришло ответное письмо, в котором Луначарский заверил Митрофана Ефимовича в том, что дело всей его жизни не умрет вместе с ним.

Пятницкий умер, улыбаясь во сне.

Хор Пятницкого: прошлое и настоящее

После смерти Пятницкого руководство хором полностью перешло к Петру Казьмину.  В это время коллектив исполнял много авторских песен, прославляющих эпоху социалистического строительства.

Хор Пятницкого сейчас

В 1938 году  появились две новые группы – танцевальная и оркестровая. Танцевальную создала Татьяна Устинова –  балетмейстер и талантливый постановщик. Оркестровой частью руководил Василий Хватов, Народный артист СССР, солист ансамбля народных инструментов Всесоюзного радио.

С начала 70-х годов прошлого века  репертуар хора пополнился новым жанром: вокально-хореографическая композиция, представляющая собой синтез слова, музыки и танца: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками.

Солистки хора

С 1989 года и до настоящего времени хор имени Пятницкого возглавляет народная артистка России Александра Андреевна Пермякова. Нынешний состав хора совсем молод: средний возраст артистов всего 19 лет. Среди них – 47 лауреатов региональных и всероссийских конкурсов вокалистов из 30 регионов России. Конечно, это уже не доморощенные таланты из глубинки, а профессиональные артисты. Тем не менее, замысел сохранения русской этнической музыки и народной песни, который Митрофан Пятницкий положил в основу своего хора, продолжает раскрываться и поныне.  

Государственный русский народный хор им. Пятницкого "Вдоль деревни" (Из фильма-концерта "Зелёными просторами", 1977 год)

 
Государственный русский народный хор им. Пятницкого "Ой, то не вечер" (Москва, Дворец на Яузе, 13 ноября 2011 год)
 
 
Анна Литовская
 
Досье
Mini

Митрофан Ефимович Пятницкий

Митрофан Ефимович Пятницкий родился 21 июня 1864 года в селе Александровка, Воронежской губернии, в семье священнослужителя. С раннего детства Митрофан обладал хорошим слухом и сильным голосом. Родители мечтали, чтобы сын пошел по стопам отца и отдали Митрофана учиться в Воронежское духовное училище. Сам Пятницкий больше тяготел к исполнению русских народных песен. Вскоре он бросил училище и уехал в Москву, где познакомился с директором Московской консерватории, который сразу принял талантливого юношу на отделение вокалистов. Там, впервые в жизни, Пятницкий познакомился с творчеством знаменитых итальянских певцов, но вскоре понял, что его призвание – русская народная песня.

С этого момента Митрофан решает посвятить всю свою жизнь народной музыке. С 1903 года он входит в состав музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В русской глубинке он начинает свою обширную научно-этнографическую работу по сбору народных песен, танцев, обрядов, костюмов.

В 1910 году М. Е. Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии назван его именем. До сих пор хор Пятницкого считается жемчужиной Воронежского края.

В Воронеже в честь Пятницкого названа улица и установлен памятник на проспекте Революции. А в родном селе музыканта работает «Александровский народный музей им.М.Е.Пятницкого».

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+