Народный артист Менглет

Георгий Павлович Менглет, актер театра и кино, основатель первого фронтового ...
Георгий Павлович Менглет, актер театра и кино, основатель первого фронтового театра, Народный Артист СССР, (1912-2001), Воронеж
Он стоял у истоков драматического театра в Таджикистане, а в годы войны основал первый фронтовой театр, который выступил перед маршалом Рокоссовским. С Воронежем у народного артиста СССР Георгия Менглета тесная духовная связь: здесь он родился и впервые вышел на сцену.

Детство. Первая роль

Георгий Павлович Менглет родился 4 сентября 1912 года в Воронеже в семье служащего. Детство у него было совершенно обычное, как у многих других его ровесников: двор, набирающий в то время популярность футбол. Играли босиком и в домашних тапочках, разбивали коленки и носы. Синяки считались чем-то значительным, ими гордились как знаками мужества и отваги.

Школа № 11 в Воронеже, которую закончил Георгий Менглет

Интерес к театру у Георгия Менглета проснулся в школе. Его первый выход на сцену состоялся благодаря учителю русского языка и литературы Александре Лепинь. Она была первой, кто подметил в мальчике актерский талант. На одном из уроков литературы она предложила детям прочитать по ролям «Горе от ума» Грибоедова. Георгию достался Чацкий: «А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима, сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Получилось здорово, и тогда по пьесе решили поставить школьный спектакль. А позже все это переросло в полноценный театральный кружок, в котором юному Меглету предстояло занять ведущую роль. Тогда же он и решил стать актером.

Поступление в ГИТИС. Встреча с Алексеем Диким

В конце августа 1930 года Георгий едет в Москву, поступать в ЦЕТЕТИС (ныне Российский университет театрального искусства). Поступил сразу и попал в класс Андрея Петровского, выдающегося драматического актера, театрального режиссера и талантливого педагога. Работать без скидок – таков был девиз режиссера. Спустя пару лет Георгия принимают в труппу Государственного историко-революционного театра.

С первых ролей в студии (роль любовника в интермедии Сервантеса «Ревнивый старик» и приказчика Сергея в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда») формировались очертания будущего Народного артиста СССР

Последующие два года работы там подарили Менглету роли Николая Добролюбова в спектакле «По указу его величества» Л. Мура и Каюса в шекспировских «Винздорских проказницах», а также встречу с человеком, который максимально раскроет актерский талант Георгия Павловича. Речь идет об известном советском театральном режиссере Алексее Диком, в студии которого Менглет работает с 1934 года. Дикий был личностью незаурядной, очень талантливой и яркой. Его образный язык и способность говорить афоризмами были известны всей Москве. Менглет-актер приглянулся Дикому-режиссеру, и работа закипела.

Георгий Менглет, 1936 год

С первых ролей в студии (роль любовника в интермедии Сервантеса «Ревнивый старик» и приказчика Сергея в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда») формировались очертания будущего Народного артиста СССР. Правда, на пути к признанию пришлось нелегко: тогда как средняя московская театральная зарплата была около 500 рублей, Дикий платил крохотную стипендию в 100 рублей. А у Менглета к тому времени уже была семья, которую нужно было содержать. Семье приходилось ограничивать себя даже в необходимых вещах.

«Театр Менглета»

В начале 1936 года власти назначили Дикого худруком Ленинградского Большого драматического театра, куда он перетянул большинство своих актеров, в числе которых был и Георгий Менглет. Но в конце лета 1937 года Дикого неожиданно арестовали, приговорили к 5 годам лагерей по 58 статье (за контрреволюционную деятельность) и этапировали в один из лагерей ГУЛАГа.

«Таджикский театр дал мне и моим товарищам возможность ощутить по-настоящему то счастье общения со зрителем и признания, к которому стремился нас приобщить Петровский»

Менглет решает во что бы то ни стало продолжить театральные традиции своего выдающегося учителя. Вместе с группой энтузиастов-единомышленников они обратились в комитет по делам искусств с просьбой разрешить организовать «театр Дикого» где-нибудь подальше от Москвы. Им предложили Таджикскую ССР.

В 1937 году Менглет с небольшой труппой отправляется в тогдашнюю столицу Таджикистана – Сталиноград (с 1961 года - Душанбе). Вскоре там появляется «Русский драматический театр», на сцене которого Менглет сыграет более 20 ролей. Это - и Пистрат в «Земле» Николая Вирты, и Барон в горьковском «На дне», и многие другие. Труппе было трудно обживаться в новом городе: большинство актеров разместились на окраине, где зимой и осенью была непролазная грязь и снег.

В спектакле "Очная ставка" (по пьесе по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина), 1937 год

Внезапные и, в каком-то смысле, даже курьезные сложности подстерегали и в театре. Так, например, в 1937 году к празднику 7 ноября готовилась премьера спектакля «Земля» по произведению советского писателя Николая Вирты. По ходу действия на сцене должна была появиться изба. Но таджикские плотники поняли задачу буквально и срубили избу из настоящих бревен. Такой «домик» не то, что передвигать по сцене, поднять было невозможно.

Впрочем, неустроенность быта и прочие проблемы никак не отражалась на актерской деятельности, сплоченности и единомыслии. Впоследствии Менглет очень тепло вспоминал годы, проведенные в Таджикистане: «Таджикский театр дал мне и моим товарищам возможность ощутить по-настоящему то счастье общения со зрителем и признания, к которому стремился нас приобщить Петровский». В 1939 году Георгий Менглет был удостоен звания Заслуженного артиста Таджикской ССР.

Основатель первого фронтового театра

Когда грянула Великая Отечественная война, Георгий Павлович сразу решил создать фронтовой театр. В этом деле он был одним из первых в стране. Режиссерским принципом Менглета и его коллег был: никакой войны на сцене, только радость и веселье. После того, как они показали свой спектакль-концерт «Привет, друзья!» («Салом, друзья!») командующему Центральным фронтом К. К. Рокоссовскому, ток сказал: «Хорошо, что на сцене не стреляют. Мы это делаем лучше. Зато такая веселая, оптимистическая программа воспламеняет дух».

Менглет - руководитель первого фронтового театра, 1943 год

Концерты и спектакли строились по принципу непосредственного общения артистов со зрителями, то есть зрители сами могли выступить на сцене со своим номером. Например, что-нибудь спеть или прочитать стихи. Костюмы оформляли красочно, броско, использовали красные ширмы - чтобы для фронтовиков приезд артистов был настоящим праздником.

Московский театр сатиры

После войны Менглет работал в Московском театре сатиры. Этот период в творческой биографии можно считать самым плодотворным. На сцене театра Менглет сыграл почти 30 ролей, многие из которых потом стали хрестоматийным примером для нескольких поколений актеров.

Особенности его работы — тонкий психологический анализ характера своего героя

Уже имея высокое звание Народного артиста СССР, он продолжает щепетильно работать над каждой своей ролью. Особенности его работы — тонкий психологический анализ характера своего героя. Небезызвестны незабываемы образы, созданные тогда Менглетом. В их числе блестящий, жестокий, удачливый и пустой обольститель и карьерист Жорж Дюруа ("Милый друг" Ги де Мопассана), лицемер в сутане, ревнующий свою любовницу к ее собственному мужу, «нравственный» отец Диего («Дон Жуан, или Любовь к геометрии» М. Фриша) и другие.

В роли Жоржа Дюруа (спектакль "Господин Дюруа", по произведению Ги де Мопассана "Милый друг")

Атмосфера в театре была очень дружеская, часты были розыгрыши. Режиссером многих веселых шуток становился сам Менглет. Как-то он разыграл своего лучшего друга, актера Олега Солюса. Шел спектакль «Интервенция» по одноименной пьесе Льва Славина. Олег играл какого-то полковника. По ходу спектакля он должен был подходить к солдатам, у которых в нагрудные карманчики были вставлены красные банты, и вырывать их. Менглет заранее одному из актеров вместо банта вложил красную ленточку метров двадцать длиной. И вот Олег подходит к одному, второму, третьему — вырывает у каждого бант, наконец, очередь доходит до «подставного» солдата. Он начинает вытягивать — тянет, тянет, тянет, наконец, начинает хохотать и чуть ли не на четвереньках уползает со сцены.

За год до своей смерти Менглет успел еще сыграть Барона в пушкинском «Скупом рыцаре». За нее он был удостоен первой премии в театре «Вернисаж на Беговой». Для Георгия Павловича она оказалась последней.

              

"Недостаток времени" (отрывок из телепередачи "Терем-теремок. Сказка для взрослых", 1971 год) с Андреем Мироновым

Анна Литовская

 

Досье
Mini site

Георгий Павлович Менглет

Георгий Павлович Менглет родился 4 сентября 1912 года в Воронеже в семье служащего.

Интерес к театру у Георгия Менглета проснулся в школе. После активного участия в школьном драмкружке Менглет решает связать свою жизнь с театром.

С этой целью в конце августа 1930 года Георгий едет в Москву, поступать в ЦЕТЕТИС (ныне Российский университет театрального искусства). Два года ему удается совмещать учебу и работу в Государственном историко-революционном театре.

Через два года Георгий Менглет попадает в театральную студию Алексея Дикого. Однако, в 1937 году студию Дикого закрывают по решению властей. Менглет хочет продолжить традиции своего выдающегося учителя и хочет создать «театр Дикого». Он пишет в комитет по делам искусств с просьбой предоставить такую возможность. Просьбу рассмотрели и предложили сделать театр в Таджикистане.

В том же году Менглет с небольшой труппой отправляется в тогдашнюю столицу Таджикистана – Сталиноград (с 1961 года - Душанбе). Вскоре там появляется «Русский драматический театр», на сцене которого Менглет сыграет более 20 ролей.

Во время войны Менглет создает первый фронтовой театр, который успешно гастролирует по военным госпиталям и поддерживает моральный дух бойцов. После войны, вплоть до своей смерти в 2001 году Менглет сыграл около 30 ролей в Московском Театре сатиры.

Георгий Менглет умер 1 мая 2001 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+