Уроки живой истории

Александр Копыцин, основатель Клуба исторической реконструкции "Ратибор", гор...
Александр Копыцин, основатель Клуба исторической реконструкции "Ратибор", город Бобров, Воронежская облать
Говоришь в Боброве кому-нибудь: «Надо бы к Копыцину сходить», и в ответ сразу: «Что, зубы заболели?» Да какие зубы! Стоматолог Александр Копыцин, кроме прочего – основатель городского клуба военно-исторической реконструкции «Ратибор».

Реконструкторы – это увлеченные люди, занимающиеся воссозданием традиций, быта, военных событий определенных исторических эпох. Мотивы бывают разные, но для настоящего реконструктора его занятие не просто «маскарад». Как правило, большую, если не главную роль играет подлинный интерес к истории. Помимо костюмов, оружия и предметов быта ими воссоздается материальная и духовная культура прошлого, крайне необходимая для понимания своего места в истории.

Для Александра Копыцина из города Боброва реконструкция – дело давнишнее. Осенью 2004 года Александр с семьей попали на воронежский фестиваль исторической реконструкции «Время легенд». Увиденное впечатлило.

– Мы с сыном сразу загорелись идеей и всю зиму усиленно готовились: шили костюмы, делали оружие, – рассказывает Александр Копыцин, – а на следующий год уже сами участвовали в реконструкторских мероприятиях и подумывали о создании своего городского клуба.

С чего начинали? С поиска единомышленников. Нынешний костяк клуба был сформирован в 2006 году – эта дата и считается точкой отсчета для «Ратибора», сейчас в нем 18 участников. На тот момент в Воронежской области уже существовало несколько реконструкторских объединений разных направлений: викинги, славяне, рыцари, стрельцы, Вторая Мировая война. «Ратибор» выбрал для реконструкции эпоху Руси 13-14 веков.

– Это время борьбы с татаро-монгольскими поработителями, со средневековыми рыцарями. Оно нам интересно как с точки зрения исторических процессов и событий, в которых принимало участие наше государство, так и с точки зрения присущего эпохе надежного защитного снаряжения (кольчуг, панцирей, шлемов), которое позволяет участвовать в полноконтактных боях без серьезных травм, – поясняет Копыцин.

Будни реконструктора

Жизнь любого реконструкторского клуба состоит из фестивалей и подготовки к ним. Подготовка – процесс долгий и кропотливый. Надо изучить материалы по истории костюма и быта, ознакомиться с историческими источниками и археологическими находками. Наконец, сшить одежду и сделать муляжи оружия в точном соответствии с историческим периодом.

Именно точность исполнения самих предметов, максимальная близость к аутентичным вещам и времени играют тут ведущую роль и отличают реконструкцию от карнавала. Так, например, если ты участвуешь в реконструкции Куликовской битвы 1380 года, а у тебя боевой топор образца 15 века, это уже залет. Поэтому к подбору экипировки, снаряжения и прочего настоящие реконструкторы подходят весьма и весьма скрупулезно.

– В современных условиях сделать точный муляж сабли или меча не так просто. Это надо кузницу, уметь ковать, закаливать. Поэтому турнирное оружие мы покупаем, а вот копья, доспехи и щиты делаем сами, – рассказывает Александр Копыцин-младший.

То же самое с одеждой и аксессуарами.

– Это энколпион, сделанный на заказ, – объясняет Александр Копыцин, демонстрируя крупный, в ширину ладони, крест причудливой формы. – Такие кресты носили в 13-14 веках поверх одежды или доспехов. Они состояли из двух створок, между которыми закладывались частичка святых мощей, либо древа Креста Господнего, либо освещенный ладан. По сути – христианский оберег, который, как считалось, защищал воина в бою.

Бобровские реконструкторы также показали одежду и обувь, изготовленную по лекалам глубокой старины: мягкие кожаные сапожки с гибкой подошвой, свободные рубахи и штаны из натуральных материалов: льна, шерсти, шелка. Утверждают, что вещи 13-14 веков в разы удобнее современных аналогов.

"Мы хотим пробудить интерес к истории"

Реконструкторское дело нередко выходит за рамки фестивального формата и становится частью патриотической воспитательной работы. Характерный пример – «Уроки живой истории», которые проводят в бобровских школах члены «Ратибора». Участники клуба приходят на уроки истории и рассказывают, как жили наши предки. Не просто рассказывают, а для наглядности облачаются в свои костюмы, демонстрируют оружие.

Мы просто хотим, чтобы у школьника, изучающего свою историю, горели глаза, чтобы у него формировалось чувство гордости за своих доблестных предков

– Сегодня интереса к родной истории у школьников совершенно нет, потому что все ее изучение сводится к подготовке к ЕГЭ, – сетует Александр Копыцин. – И мы подумали, почему бы не пробудить этот интерес своим примером. У нас нет цели рассказать тему лучше учителя или навязать свою точку зрения на какие-то события. Мы просто хотим, чтобы у школьника, изучающего свою историю, горели глаза, чтобы у него формировалось чувство гордости за своих доблестных предков.

О том, как вступить, клубных планах, и почему заниматься реконструкцией становится все трудней

Очень часто бывает, что если в семье заводится реконструктор, то вскоре вся семья погружается в это увлечение. Именно так произошло и в семье основателя «Ратибора»:

– Мы начинали вместе с сыном, потом старшая дочка втянулась. Потом – жена и младшая дочь. А куда им деваться, если вся семья едет на фестиваль? Кстати, младшая дочь, 9-летняя Мария, уже отлично стреляет из лука.

Причем, самостоятельно несовершеннолетние дети вступить в «Ратибор» не смогут. Ведь участники клуба воссоздают прошлое во всех его проявлениях, включая технику владения холодным оружием и полноконтактные поединки, в которых не исключены ушибы и травмы. Для всех остальных порядок вступления в клуб очень простой – достаточно изъявить желание. Однако надо быть готовым к тому, что желание вскоре придется подкрепить конкретными поступками. В течение последующих шести месяцев нужно будет пошить себе минимальный комплект одежды, выехать с клубом минимум на одно мероприятие.

– Принимать или не принимать – в итоге решаем собранием клуба, консенсусом, – говорит Копыцин. – Обычно никому не отказываем, чаще человек отсеивается сам.

Сегодня в числе главных замыслов Александра Копыцина – провести в Боброве первый реконструкторский фестиваль. Есть также желание отправиться дальше вглубь веков и заняться реконструкцией 9-11 веков. Или, как вариант, погрузиться в Россию 17 века. Выбор, если вдуматься, не такой уж и простой: уровень реконструкторского движения в России растет с каждым годом, повышаются требования к участвующим коллективам. То, что вчера считалось хорошим, уже сегодня пройдет не на все фестивали. Вещи должны быть все более приближенными к историческим оригиналам. К примеру, если раньше допускалось шить рубаху на машинке, то сейчас – только ручной шов. Тканые вещи должны быть ткаными, кованые – коваными.

Наверное, это и неплохо. В истории не должно быть отклонений. Потому что все глобальное переписывание истории, как правило, начинается с мелочей, с обычной пуговицы. И реконструкторам известно об этом лучше других.

Справка
Mini xumjuzbeess

Клуб исторической реконструкции "Ратибор"

Клуб исторической реконструкции «Ратибор» создан в 2006 году в городе Боброве Воронежской области.

С 2006 года – постоянный участник ряда реконструкторских фестивалей в разных регионах России. В их числе – «Слово о Полку Игореве» (Ростовская область), «Белый город» (Белгородская область), «Битва на реке Воже» (Рязанская область), «Поле Куликово» (Тульская область).

Клуб признан лучшим клубом фестиваля «Белый город». Члены клуба являются победителями и призерами соревнований по историческому фехтованию турнира «Русская сила» Воронежская области, «Битва на Воже» Рязанской области, «Время Легенд» Воронежской области, турниров по стрельбе из лука и метанию копья в Белгородской, Ростовской, Рязанской областях.

Основатель «Ратибора» Александр Копыцин за общественную работу награжден медалью «Патриоты России». Награда присуждается с 2007 года Российским государственным историко-культурным центром при Правительстве РФ.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+