Россошанские кисти

Россошанский краеведческий музей
Россошанский краеведческий музей
Россошанская земля богата талантливыми художниками. Десятки мастеров холста и кисти воспевали ее в своих работах. Каждая из них, безусловно, интересна с художественной точки зрения, но еще более – в краеведческом смысле – как бесценный запечатленный образ прошлого южных окраин Воронежской области.

1.Владимир Георгиевич Цимбалист  
(1924 – 1988)

Вся жизнь Владимира Георгиевича тесно переплелась с россошанским краем. Практически сразу после его рождения родители переехали из Краснодарского края в Воронежскую область. Владимир здесь окончил школу, отучился на курсах фабрично-заводского обучения и начал свою трудовую деятельность на заводе. В годы войны был призван на фронт и во время проведения наступательной операции «Малый Сатурн» получил тяжелое ранение, после которого в боевых действиях участвовать не смог и был направлен в распоряжение Россошанского райвоенкомата.

 В военный период в городе было совсем непросто выживать – кругом разруха и голод. Со временем удалось устроиться в паровозное депо, чтобы хоть как-то прокормиться.  Но юношеская мечта – стать художником -  не покидала его и в самое тяжелое время, помогала вынырнуть из серого водоворота рабочих суток в яркий мир изобразительного искусства.  Через полтора года – в 1944 году - Владимир Георгиевич поступил в художественное училище в Ворошиловграде. И несмотря на военную обстановку и ограниченность во всем, наступило время муз и творческих свершений.

В 1948 году студенты художественного училища получили дипломы о присвоении квалификации учителя рисования и черчения. В характеристике подчеркивалось, что выпускник Цимбалист обладает «большими способностями и дарованием в области изобразительного искусства».  С этим дипломом Владимир вернулся в Россошь и начал преподавать рисование и черчение в школе № 65. Учитель – очень важная и ответственная профессия, но художнику в ней тесно. Любое творческое действо ограничивалось программой и учебными часами.  А вот времени на свободный полет кисти оставалось очень мало - нагрузка в школе плюс постоянные заявки на оформление общественно-политических мероприятий.

Свободный художник в небольшом городке – это не профессия, поэтому уйти из школы он не мог и создал свой творческий мир в имеющемся пространстве. В школе по его инициативе появился кружок изобразительного искусства, на котором он не только мог рисовать от души и для души, но и вдохновлять и обучать своих учеников. Ребята во главе с наставником рисовали пейзажи, они выбирались в самые живописные уголки россошанского края и вдохновленно работали кистью, в этом творческом порыве не было    мастеров и учеников – все учились друг у друга. С появлением кружка стало традиционным ежегодное проведение выставок лучших этюдов и рисунков учащихся. Владимир Георгиевич пытался привить ученикам любовь  к  большому искусству. Он стал инициатором открытия галереи в школе. В ней разместили репродукции известных картин, а экскурсоводами стали его ученики. 

Несмотря на большую загруженность, Владимир Георгиевич всегда находил немного времени для уединенного  творчества, и в 1964 году ему удалось провести свою первую авторскую выставку, на которой он представил 150 работ.  Выставка расположилась в читальном зале россошанского техникума. Она вызвала неподдельный интерес у горожан. Некоторые работы он отправлял на областные выставки, часть из них отобрали для всероссийской выставки 1952 и 1960 годов.

Владимир Цимбалист в любое время года, при любой погоде бродил по любимой Россоши в поисках новых мест, пейзажей, людей и тут же делал зарисовки для будущих полотен. Недалеко от своего дома он собственными руками построил себе мастерскую, из окон которой открывался необыкновенный вид на прекрасные вишневые сады и утопленные в зарослях вербы берега реки. Глядя на эти россошанские пейзажи середины прошлого века, чувствуешь и прохладу реки, и дурманящий запах цветущей вишни, и любовь, которая наполняла художника во время работы.

2.Федор Петрович Басов
(1910 – 1999)


Федор Петрович «профессионально» начал рисовать с первого класса. В семилетней школе села Гороховка, в котором он родился и учился, регулярно проходили соревнования по оформлению «красных уголков». Со временем в классе сформировался свой кружок любителей кисточки и красок. Друзья после уроков не расходились по домам, а посещали музей, обменивались репродукциями, вырезанными из журналов, обсуждали известные картины и мечтали о своем будущем.

По окончании школы Федор поступил в Воронежский художественно-педагогический техникум. Здесь он смог познакомится с художниками-земляками не только по их полотнам, но и лично. Ученик И.Е. Репина Александр Бучкури в студенческих работах Басова отмечал особую манеру и талант. Как одному из лучших студентов техникума вместе с дипломом Федору Петровичу выдали направление в Ленинград, в Академию художеств имени И.Е. Репина – это было главное учебное заведение в стране по подготовке художников. Федор выбрал живописный факультет и семилетний учебный курс в окружении выдающихся мастеров: И.И. Бродский – возглавлял академию, А.И. Савинов, Б.В. Иогансон, К.Ф. Юон – преподавали на факультете живописи. Академия располагалась совсем рядом с художественной сокровищницей нашей страны - Эрмитажем и Русским музеем.

В Ленинграде было невозможно не рисовать - вдохновляли и люди, и места, и занятия. Дни пролетали в творческой эйфории, и не заметно пришло время задуматься над дипломной работой. Тема моря и тема революции всегда особенно привлекали Федора Петровича, а окончательно на дипломную работу вдохновил фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».  В течение трех лет Федор кропотливо изучал тему и писал. В Одессе просмотрел все музейные материалы о восстании на броненосце Потемкине и запомнил море, так как рисовать в порту не разрешили. В Мариуполе – начал рисовать море, затем еще несколько раз ездил на Черное море. В Ленинграде стал постоянным посетителем в Военно-Морском музее. И в 1939 студент Басов представил Государственной квалификационной комиссии трехметровое, написанное маслом полотно, на котором был изображен подвоз одесситам провианта для экипажа броненосца. Комиссия высоко оценила дипломную работу и присвоила Федору Петровичу квалификацию художника-живописца. Вместе с дипломом выдали направление на работу преподавателем рисования в Сталинградский художественно-педагогический техникум. В этом же году его приняли в Союз художников СССР и в Сталинградском отделении профессиональных художников поручили руководство художественной студией.

Став преподавателем, Басов по-прежнему никогда не расставался с этюдником, даже в свободное время. Его работы были представлены на многих выставках и вызывали искренний интерес у любителей и ценителей живописи. После одной из областных выставок Сталинградская картинная галерея приобрела у него сразу шесть полотен, через год пополнила свою коллекцию еще двумя. Его полотна попали в галереи многих город России. Жизнь набирала обороты, художественный путь выстраивался как в детских мечтах...

В 1941 году непреодолимой преградой на этом пути встала война. Художника не отправили на фронт. Сначала Федор работал в окнах РОСТа, но сидеть без видимого дела не смог, пошел работать на паровоз кочегаром, затем устроился в кузнечный цех Сталинградского тракторного завода, перешедшего на выпуск танков, а в августе 1942 взял винтовку и отправился в ополчение, на защиту города. Вся военная судьба Басова была связана со 140-м минометным полком, в котором он воевал до Победы. Карандаши и краски были всегда с Федором как талисманы, он ловил каждую свободную минутку, чтобы запечатлеть жизнь человека на войне. Все альбомы с эскизами следовали за ним в обозе, но однажды за несколько секунд вражеский снаряд уничтожил все – обоз затонул во время переправы через реку Прут. Не пощадили вражеские снаряды и остальные работы Басова – в Сталинграде было сложно найти даже место, где располагался его дом и галерея.   Но Победа вдохновляла на новую работу, в душе было много надежд, а в голове - эскизов.

Перед началом «второй» жизни Федор решил заехать в родные края – в Россошь. Эта поездка оказалась знаковой и решающей в жизни художника – заехав на несколько дней, он остался здесь на всю оставшуюся жизнь. В Россоши он встретил свою любовь и женился. В маленьком городке ему не удалось опять вернуться на довоенный путь к мечте. Творческая жизнь рушилась несмотря на все усилия: Басов активно поддерживал контакты с Воронежским отделением Союза художников, проводил все свободное время с этюдником на природе, увлекся темой «люди труда» и «героическое прошлое страны», выдвинул инициативу открыть студию художников-любителей. Но инициативу не поддержали, в члены КПСС не приняли, талант живописца оказался невостребованным. И здесь он узнал от чиновников, что нет такой профессии «художник».  Единственной отдушиной стали творческие вечера в библиотеки техникума, там собирались художники и поэты.

После войны при жизни художника полотна Басова увидели только две выставки. И вторая из них состоялась незадолго до его смерти в 1999 году. Во время этой выставки он подарил городу более пятидесяти картин. Сейчас его работы хранятся в краеведческом музее города Россошь.  

3.Григорий Андреевич Гончаров
(1913 – 2001)

 Свои работу, миссию и стилистику Григорий Андреевич емко и понятно описал в нескольких предложениях:
- Начинал я в 1950 году с полотна «Докучаев в каменной степи», его портрета-картины. После в краеведческую семью моих работ вошли полотна о фольклористе Пятницком, моем коллеге Крамском, писателе Чехове, поэтах Кольцове и Никитине, о Пушкине, путешествовавшем по воронежской земле. Я бесконечно обожаю родную природу… С альбомом и карандашом обошел и объехал весь наш край вплоть до шолоховских Вешек. И потом – я донской рыбак. Стараюсь передать в картинах свои чувства к природе. Хочется воспитать у людей бережное к ней отношение, как к красоте, без которой не было бы жизни.

Путь художника начался с работы помощника сапожника.  Сначала был на подхвате у отца – гвозди подать, латку сделать, почистить. После НЭПа появилась артель сапожников, и Григорий вступил в нее вместе с папой. Но, как все художники, он не мог жить без карандаша и эскизника. В перерывах делал зарисовки окружающих реалий, а по ночам после кино под керосиновой лампой писал портреты увиденных артистов. Первые настоящие уроки рисования ему дал россошанский художник А.Ф. Волков.  Окончив школу, в 1930 году поступил в Россошанский украинский педтехникум. В 1932 году принял непростое решение -  переехать в Киев, чтобы поступить в институт живописи. Директор техникума подготовил ему рекомендательное письмо. Путь до Киева оказался непрост, вдохновленный своим первым путешествием Григорий потерял ощущение времени и на одной из станций он отстал от своего поезда…вещи и деньги остались в вагоне, а он на перроне.

Средства для передвижения и пропитания приходилось зарабатывать прямо по пути – он рисовал портреты за деньги и еду.  К сдаче вступительных экзаменов успел, с первого раза сдал все успешно, но в приеме ему отказали без объяснений причины. Григорий решил на этом не останавливаться и отправился в Москву. Но здесь приемная кампания была уже завершена и Гончарову не смогла помочь даже Надежда Константиновна Крупская, к которой он обратился за поддержкой. Он вернулся домой, начал работать художником-гравером в редакции газеты «Заря коммуны». Отслужив в армии, в 1937  пошел на работу в  Дом офицеров художником-оформителем. Но через непродолжительное время понял, что рисует только иллюстрации, а хочет писать картины. Гончаров  поступил в студию ученика И.Е. Репина, выдающегося воронежского художника А.А. Бучкури. А далее продолжил осваивать художественные азы в Центральном Доме народного творчества имени Н.К. Крупской. С каждым годом мастерство Гончарова росло, а с ним и художественный уровень его картин. 

Пришло лето 1941 года - Гончарова мобилизовали и направили в Узбекистан в пехотное училище. Через полгода, получив звание лейтенанта, он начал командовать взводом курсантов в училище. После трех выпусков его перевели в Ферган, в штат, обслуживающий курсы пехотных командиров. Здесь он сутками занимался художественным оформлением классов, работал без устали до конца войны.  

В 1946 году Григорий Андреевич вернулся в Воронеж, который лежал в руинах. Несколько лет пришлось жить в сыром полутемном подвале, работать продолжил на прежнем месте – в Доме офицеров. Бытовые трудности не мешали ему участвовать во всех областных выставках. В 1950 году его работа «Докучаев в каменной степи» была отправлена на всероссийскую выставку в Москву и там отмечена комиссией как одна из лучших. В этом же году Григория приняли в Союз художников СССР.

В 1950-х годах Гончаров очень плодотворно работал - провел много выставок, его работы высоко оценивали и эксперты, и любители. Репродукции картин «Алексей Кольцов в донских степях» и «В родные края» тиражом 50 тысяч распространялись по всей стране почтовым ведомством в виде цветных открыток.

В 1959 году Гончаров трагически потерял младшего брата, с которым вместе работал в мастерской. После его смерти занялся сохранением его творческого наследия. Провел несколько персональных выставок, а потом передал все его работы в музей города Россоши.  

В начале 90-х здоровье художника ухудшилось, он перенес несколько серьезных операций. Его финансовое положение тоже было крайне плачевно,и поправить его он мог только продажей картин – в этот период полотна Гончарова разлетелись по всему миру. В 1995 году, как только позволило состояние здоровья, он вернулся в мастерскую и начал работу над персональными выставками, посвященными Дню Победы и трехсотлетию русского флота.  В последствии часть своих работ Григорий Андреевич подарил краеведческому музею г. Россоши. В 1997 о его творческом пути сняли короткометражный фильм «Так я шел к заветной цели». А в 2001 году земной путь Бориса Андреевича Гончарова закончился.

4.Борис Андреевич Гончаров
(1921 - 1959)

До 14 лет Борис был неразлучен со своим старшим братом - Григорием Андреевичем Гончаровым, он посещал все его встречи с россошанскими художниками и тянулся за ним, как за кумиром. Окончив школу, он поступил в Саратовское художественное училище.

В 1941 году война прервала обучение всех студентов, и Борис попал из творческого мира в мир войны: был тяжело ранен, попал в плен, перенес нечеловеческий лагерный быт и жестокие издевательства надсмотрщиков, совершил побег с товарищами, вернулся в ряды армии рядовым и сражался до Дня Победы. За военную службу получил орден Красной Звезды.

В 1945 восстановился в училище, окончил его и в 1949 переехал обратно в Россошь дипломированным художником. Устроился работать в школу учителем черчения и рисования. После уроков Борис Андреевич обязательно бродил по уголкам родного края с этюдником в руках. Городской Совет тоже находил чем занять учителя в свободное время - регулярно присылал заявки на офрмление. По его проекту был сооружен памятник на центральной братской могиле воинов, павших в боях за Россошь, в последствие его немного переделали, и он потерял свой авторский вид.

 Каждый день работа кипела, но Борису Андреевичу не хватало свободного творчества. В 1954 году старший брат помог переехать в Воронеж, предоставил для работы свою мастерскую, но и  там Борису было тесно в четырех стенах, его вдохновляла природа. Младший Гончаров прошел с этюдником сотни километров по полям и весям Придонья, темы он брал из самой жизни. Целых пять лет художник, не зная отдыха, писал пейзажи и портреты. В течение этого периода из-под его кисти вышли 350 работ. А в 1959 году его жизнь трагически прервалась.

В январе 1962 года по инициативе брата - Григория Андреевича Гончарова-  в Россоши в фойе кинотеатра «Маяк» была открыта его персональная выставка. 
«Борис Андреевич – художник-лирик, - писала Л. Петракова, - но он не мыслит природы без человека. Он реалист. Мы видим знакомые и близкие нам родные места, Дон, наших людей – все это нам близко, дорого, понятно». Выставка была временной.  А вот постоянную выставку Бориса Гончарова открыли только в 1983 году. Григорий подарил все картины брата и часть своих картин для этой экспозиции. Открытие прошло торжественно, теплые слова в адрес Гончарова-младшего прозвучали и от коллег, и от друзей, и от администрации, и от Воронежского отделения Союза художников. Вот только услышать такую высокую оценку своих работ он, к сожалению, не успел при жизни. 

Любой желающий может познакомиться с его творчеством в краеведческом музее г. Россошь  и тоже оставить свой отзыв в книге впечатлений. 

 

Подготовила Юлия Кретинина

 

 

 

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+