Человек с бульвара Капуцинов

Петр Прохорович Качалкин, почетный кинематографист России, 76 лет, Кантемиров...
Петр Прохорович Качалкин, почетный кинематографист России, 76 лет, Кантемировский район, Воронежская область
Между Петром Качалкиным из Кантемировки и мистером Фестом из знаменитого вестерна Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» много общего. Каждому из них доподлинно известно, как поднимать кино на селе и почему хорошее кино делает нашу жизнь лучше.

– Петр Прохорович, когда в 1970 году Вас назначили директором районной киносети в Кантемировке, эта сфера не пользовалась большой популярностью. Как Вы пытались изменить ситуацию?

Наша районная киносеть в то время занимала 27 место по области из 29 возможных. Я решил подойти к вопросу творчески и сделать упор на поднятие значимости кино на селе. Мы начали создавать агитплощадки по месту жительства. Ставили обычную скамейку во дворе, перед ней – киноустановку. Обычно выбирали какую-нибудь тему, по которой читали лекцию и показывали фильм – патриотический, военный, профессиональный, пропагандирующий достижения в сельском хозяйстве.  И до сих пор проводим месячники тематических показов фильмов. Только уже в кинотеатрах.

У нас было 27 агитплощадок по району и 20 на фермах. Через 5 лет наш опыт уже начал распространяться по всей Воронежской области.

 – На фермы Вы тоже привозили фильмы для просмотра?

Да, фермы мы тоже обслуживали. В то время на всех предприятиях были «красные уголки» – комнаты отдыха политпропаганды. После работы всех доярок приглашали в «красный уголок» на просмотр фильмов. Поначалу для них было это дико и неудобно, после дойки все сразу спешили поскорее домой. Но уже через два сеанса они ждали нас с нетерпением. Помню, был случай, мы на 9 часов утра назначили сеанс, и доярки пошли смотреть фильм, не закончив дойку. Мне тогда звонит председатель и ругается, что сорвал ему дойку. А потом звонит на следующий день и уже благодарит за то, что люди в хорошем настроении после фильма и работа спорится быстрее и лучше.

– Сами Вы любите кино?

Я с детства был большим любителем кино, впервые посмотрел в 6 лет, и был впечатлен. Когда меня представляли к назначению директором киносети, спросили, какое отношение я имею к кино. Я ответил: непосредственное, потому что в любое помещение, где показывали фильм, я пролезал через форточку, чтобы посмотреть его.

–  А Ваши дети любят кино?

У меня одна дочь. Она, как и я, сразу полюбила кино. Поэтому когда не поступила с первого раза в университет, пришла ко мне работать механизатором кино. А внучка родилась в день кино.

 – У Вас есть любимые фильмы?

 «В бой идут одни старики» – один из любимых, добрый и с юмором. В нем показана вся красота человеческих отношений. Или, например, «А зори здесь тихие», которые были сняты по заказу канадских зрителей. Или главный герой экранизации «Как закалялась сталь» Павел Корчагин, да ведь на него все стремились быть похожими! Любой советский фильм резко менял взгляды зрителей. Жизнь показывалась такой, какая она есть и какой должна быть.

– А каким должен быть хороший фильм? И есть ли сейчас такие?

Фильм должен в себе нести самое хорошее, что присуще человеку – доброту, красоту, верность и любовь. Как фильмы Леонида Гайдая и других советских режиссеров. Это хорошо, что на праздники показывают советское кино. А в обычные дни на экране только кровь, насилие и убийства.

 – Какая ситуация сейчас складывается с кинопрокатом на селе?

Государственное содержания кинопроката было свернуто, и все перешло в муниципальную собственность. А у муниципалитетов нет на это денег: в год на содержание одной киноустановки нужно около 150-200 тысяч рублей. Поэтому на настоящий момент системы сельских кинотеатров в том виде, в котором она была, больше не существует. Из 65 сельских киноустановок в районе осталось только пять. Да и с появлением интернета уровень интереса к кинотеатрам понизился. Примерно в 10 раз уменьшилось количество зрителей, в кино приходят от двух до десяти человек. Правда, это связано еще и с тем, что молодежь из районов уезжает в город.

 – Как Вы думаете, а есть ли у сельских кинотеатров будущее?

Кино само по себе погибнуть, конечно, не может, но кинотеатры снова будут востребованы лишь тогда, когда мы создадим в них все необходимые условия для досуга: хорошее обслуживание, кафе, детские комнаты. Нужно возрождать культуру кинопросмотра на периферии, хотя бы в районных центрах. Раньше в кинозалах люди встречались, знакомились и потом заводили семьи. А когда шли с фильмов, дружно пели песни. Сегодня же, даже когда мы показываем фильмы в детских садах, все ребята сидят и смотрят не на экран, а в телефон.

 – Что значит для Вас ваша работа?

Наверное, из разговора со мной вы уже поняли, что это смысл жизни для меня. Уже 44 года я в этой сфере. С тех пор, как полностью переключился с сельского хозяйства на киносеть, я дважды проходил переподготовку в Ленинграде, полностью освоил все аппараты, на которых демонстрировались фильмы. Будучи директором, мне пришлось получить профессию киномеханика, чтобы можно было говорить с людьми на одном языке.

– А за что именно Вы любите свою работу?

Люблю свою работу за те моменты, когда вижу радостные лица людей после просмотра фильма. Приносить людям радость – это самое главное в нашей профессии. Когда в 14 лет я уходил в самостоятельную жизнь, отец сказал мне: «Запомни, сынок, в жизни не бывает прямой дороги, но при любых обстоятельствах никогда не отвечай злом на зло. Неси крупицу добра». Это стало моим девизом по жизни – делать добро людям. Однажды, уже много лет назад, мой заместитель оказался в киносети в Риге, а там, на стенде висит документ: «Опыт работы Кантемировской киносети Воронежской области». По-моему, этим все сказано.

Дарья Бойченко
Фото Ильи Кривцова
 
Досье
Mini img 2758

Петр Прохорович Качалкин

Петр Прохорович Качалкин родился в 1938 году в селе Первая Бугаевка Кантемировского района. С шести лет он начал трудиться – пасти скот и помогать родителям в поле.

После окончания Бугаевской восьмилетней школы поступил в Кантемировское училище механизации. После армии, в 1960 году поступил в Азовский индустриальный техникум. По окончании техникума работал секретарем комсомольской организации, инструктором орготдела в райкоме партии.

С 1970 году работает директором Кантемировской районной киносети.
В 1985 году за заслуги в области развития кино ему было присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР.

Отмечен нагрудными знаками «Отличник кинематографии СССР» (1978 год), «Почетный кинематографист России», тремя знаками «Победитель соцсоревнования», двумя знаками «Победитель пятилетки», медалью «Ветеран труда». Почетный ветеран Воронежской области.

 
    
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+