С чего начинается Родина

Игорь Алексеевич Филатов, кандидат исторических наук,  учитель истории Каменн...
Игорь Алексеевич Филатов, кандидат исторических наук, учитель истории Каменностепной средней школы, 44 года, пос. Институт им. В.В. Докучаева, Таловский район
Игорь Алексеевич Филатов из Таловского района – необычный учитель истории. На его уроках дети смотрят мультфильмы и разгадывают кроссворды, а вне школы занимаются под его началом поисковой работой. Эти и другие творческие приемы позволяют воспитанникам Филатова лучше понять историю своей страны и уже с младших классов знать ответ на вопрос, с чего начинается Родина.

- Игорь Алексеевич, а с чего началось Ваше собственное увлечение историей?

- Мне еще в школе нравился этот предмет. Особенно меня интересовала Великая Отечественная война. Я прочитал все книжки в библиотеке, посвященные этому периоду. Наверное, повлияли на мое увлечение и рассказы дедушки, который воевал в составе 2-го Украинского фронта. Он мало рассказывал о войне, а когда это случалось, много плакал. Если мужчина плачет, это не может оставить равнодушным. Поэтому никого не удивило, что я поступил на исторический факультет пединститута, а потом вернулся работать учителем истории в родную школу. Мог ли я поступить иначе? Наверное, но я учился, чтобы учить. Профессию педагога во все времена выбирали люди, которые чувствовали, что это их призвание. Да, в девяностые годы было тяжело. Многие учителя уходили из школы. Но я не мог зайти в класс и сказать детям: «До свидания, ребята! Я пошел заниматься бизнесом». Как бы я потом смотрел в глаза им и их родителям? К тому же, осознание того, что ты находишься на своем месте, помогает справиться с трудностями. Мне интересно общаться с детьми. Надеюсь, им со мной тоже.

- Что Вы делаете, чтобы развить этот интерес? Ваше преподавание истории чем-то отличается от классического?

- Я считаю, что нельзя учить детей истории с позиции навязывания неких идей и зазубривания дат. История – это дисциплина, в которой речь идет о живых людях и реально произошедших событиях. Она постоянно эволюционирует, с каждым годом выясняются новые факты. Нужно относиться к этой науке с уважением, быть осторожнее в употреблении иностранной терминологии и навешивании ярлыков. Например, нельзя же сказать «тинейджер Космодемьянская»? Детям нужно объяснять такие вещи в ходе живого диалога. Стараюсь всегда  приглашать детей к сотрудничеству, позволяю высказывать свое мнение, даже спорить со мной. Школьники должны понимать, что их мнением интересуются, а не только навязывают им чужое. Это - составляющая воспитания патриотизма и уважения к своим корням. Руководствуюсь этим, когда строю свои уроки.

- Какие особые приемы используете, чтобы школьник мог глубже понять, лучше усвоить материал?

- Например, когда мы с ребятами проходим на обществознании тему «Темперамент и характер», я включаю им мультфильм «Ежик в тумане», и они должны определить, кто из героев сангвиник, а кто меланхолик. А при разборе темы «Правонарушения» мы смотрим мультик «Приключения Васи Куролесова», и школьники должны классифицировать преступные деяния  героев. Они внимательно смотрят, пытаются во всем разобраться. Видно, что им по-настоящему интересно. Старшеклассников я готовлю к студенческой жизни: включаю определенную главу аудиоистории России (чтобы они привыкали к чужому голосу), а они должны уловить и записать главные мысли. Позже мы вместе разбираем ошибки конспектирования. Думаю, в будущем это существенно поможет им во время лекций. Термины мы запоминаем через кроссворды. Прошли тему – кроссворд по ней. Так нужная информация лучше усваивается. Такие уроки я чередую с классическими. Еще я считаю, что в классе обязательно должна висеть бумажная, а не электронная карта. У школьников должна быть возможность «дотронуться» до Москвы или Полтавы. Среди детей много кинестетиков, они воспринимают мир на ощупь. Обратите внимание: часто ребенок, подходя к заинтересовавшему его предмету, спрашивает «можно посмотреть?» и тут же берет его в руки. Дети познают мир через прикосновения.

Многие говорят, что наша молодежь инертна и безынициативна, но это не так. Я вижу, что есть огромное количество заинтересованных детей. Им интересен этот мир, они хотят многое узнать и принести пользу обществу.

- В 2002 году Вы защитили кандидатскую диссертацию. С какой целью?

- Тема моей диссертации: «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Таловского района)». Я считаю, что наш долг перед теми, кто воевал на фронте и теми, кто держал оборону в тылу,  как можно больше узнать об этом и рассказать молодому поколению. Диссертация была не самоцелью, а долгом.

- Вы - руководитель школьной краеведческой группы «Поиск». Расскажите об этом направлении. Как оно помогает детям в познании своего прошлого?

- Группа начала свою работу в 1999 году на месте гибели советского  самолета в Хорольской балке. Сначала я занимался этим в одиночку, но потом выяснилось, что некоторым школьником это тоже интересно, и они ко мне присоединились. Так и возник «Поиск». С каждым годом сфера деятельности группы расширялась. В 2008 году началось тесное сотрудничество с археологическим отрядом ВГПУ «Возвращение к истокам» под руководством Валерия Дмитриевича Березуцкого. Летом того года нами был раскопан курган с пятью погребениями. Уже тогда было видно, насколько это интересно детям. Благодаря раскопкам у них появилась возможность своими руками изучить историю родного края. Иначе посмотреть на его прошлое и по-другому оценить настоящее. Нашел, например, школьник фрагмент греческой амфоры. Это говорит о том, что через нашу местность еще в древности проходил международный торговый путь. Убедившись в этом, ребенок, поймет, что живет не на задворках, и у него появится повод для гордости за свою малую Родину.

- Среди школьников считается престижным быть членом «Поиска»?

 - Этим летом на базе нашего района проходил областной археологический слет. Число школьников, которые могли бы туда поехать, было ограничено. Конкурс среди наших учеников был три человека на место. Мы выбирали тех, кто преуспевает на уроках и отличается трудолюбием. Это стимулировало детей лучше учиться. Некоторые восприняли непопадание в состав отряда как личную трагедию. Но мы объяснили таким ребятам, что если они будут стараться, то в следующий раз обязательно поедут на слет. Наши ученики не раз выигрывали звание «Белых беретов»: так называют юных «асов» археологии. Многие говорят, что наша молодежь инертна и безынициативна, но это не так. Я вижу, что есть огромное количество заинтересованных детей. Им интересен этот мир, они хотят многое узнать и принести пользу обществу. Наше дело – не погубить эту инициативу и энергию на корню, а, наоборот,  постараться направить в нужное русло.

- Какие находки, сделанные Вами и Вашими воспитанниками, Вы считаете наиболее ценными?

- Если говорить об артефактах, то у нас есть находки, датируемые разными периодами, давностью от двух до четырех тысяч лет. Это изделия  из серебра, каменные топоры, полудрагоценные камни, мечи и кинжалы, разнообразные бытовые сосуды и многое другое. Есть вещи – ровесники египетских пирамид. И все же главные находки носят скорее не материальный, а духовный характер. Для многих школьников раскопки оказываются местом открытия самих себя. Выявления в себе качеств характера, о которых ранее они и не подозревали, способом  самоутверждения. Они находят артефакты, побеждают в конкурсах, учатся работать в коллективе. Как  результат - рост  уверенности юных археологов  в себе, разумное повышение самооценки. У каждого школьника своя глубина изменения внутреннего мира, но общая тенденция налицо: из года в год дети стремятся вновь попасть на раскопки, желая окунуться в мир творчества и познать истоки.

- При этом Вы находите время на живопись и видеосъемку?

- Живописью я сейчас практически не занимаюсь – переключился на видеосъмку. Хотя не так давно отправлял на конкурс свои картины, одна даже заняла там призовое место. Но видеофильм – это та же картина, но ее можно размножить и показать большему количеству людей. Снимаю я в основном про природу родного края. Совсем недавно смонтировал ролик про зайцев. Несколько дней наблюдал за ними, затаивался и снимал. Потом показываю такие сюжеты на уроках. Это тоже способ привить любовь к Родине.

 

Алена Повалюхина
Фото автора и из личного архива Игоря Филатова

 
Досье
Mini

Игорь Алексеевич Филатов

Игорь Алексеевич Филатов, кандидат исторических наук, учитель истории Каменностепной средней общеобразовательной школы Таловского района Воронежской области. Родился 25 августа 1970 года в поселке Институт им. В.В. Докучаева Таловского района Воронежской области. По окончании школы поступил на исторический факультет Воронежского Государственного педагогического института. Получив диплом, вернулся в родную школу. В 1996 году поступил на заочное отделение в аспирантуру ВГПИ, в 2002 году защитил кандидатскую диссертацию.

Благодаря творческому подходу и нестандартным приемам преподавания, Игорю Алексеевичу удается сделать свои уроки максимально интересными. Учитель использует различные формы учебных занятий: уроки-беседы, уроки-семинары, уроки-лекции. У него есть большая тематическая видео- и аудио-коллекция, позволяющая лучше раскрыть тему, сделать ее наглядной.

Филатов ведет активную поисковую работу и является руководителем краеведческой группы «Поиск», состоящей из учащихся Каменностепной школы. В 2000 году группа «Поиск» стала инициатором сбора средств на установку Памятного знака в поселке Таловая на месте крушения воинского эшелона летом 1942 года.

В 2002 году в ходе поисковых работ были обнаружены останки красноармейца, которые были торжественно перезахоронены в братской могиле воинов Гражданской войны в парке Института им. В.В. Докучаева.

В 2008 и 2009 годах группа «Поиск» совместно с археологическим отрядом «Возвращение к истокам» из ВГУ и ВГПУ провели археологические раскопки кургана эпохи средней бронзы в районе поселка Михинский Таловского района. В 2010 году члены поисковой группы стали призерами областного заочного фото-видео конкурса «Наследники Великой Победы». В том же 2010 году члены группы «Поиск» стали победителями зонального этапа военно-спортивной игры «Победа», а чуть позже вошли в число призеров областного этапа.

В 2011 год участница поисковой группы стала призером областной олимпиады по истории. Через год воспитанник Игоря Алексеевича стал победителем областной краеведческой конференции «Отечественная война 1812 года».
В 2013 году поисковая группа представляла Таловский район на областном археологическом слете «Возвращение к истокам». Члены «Поиска» вошли в число призеров конкурса юных археологов. В 2014 году областной археологический слет впервые прошел на территории Таловского района, где ребята из группы «Поиск» заняли общекомандное второе место.

В течение пяти последних лет группа «Поиск» под руководством Игоря Алексеевича совместно с археологическим отрядом «Возвращение к истокам» из ВГУ и ВГПУ проводят археологические раскопки курганов эпохи средней бронзы на территории Таловского района.

Игорь Алексеевич активно сотрудничает с газетой Таловского района «Заря» и газетой ВГПУ «Учитель». Является автором десяти научных публикаций. Увлекается живописью и видеосъемкой.

Женат. Дочь Марина – студентка филологического факультета ВГПУ.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+