Уроки православия Юлии Лазукиной

Юлия Витальевна Лазукина, преподаватель основ православной культуры в школе- ...
Юлия Витальевна Лазукина, преподаватель основ православной культуры в школе- интернате, заместитель директора по работе с семьей и общественностью, 38 лет, поселок Таловая
Юлия Лазукина более пятнадцати лет ведет в Таловской школе-интернате один из самых спорных предметов – основы православной культуры. А спорный он потому, что у многих есть сомнения в его уместности в рамках светского образования. Но Юлия Витальевна убеждена, что ее предмету найдется место в современной образовательной системе, особенно в интернатах и детских домах. О том, чему в первую очередь она учит детей на своих уроках, мы и поговорили с учительницей.

- Юлия Витальевна, Вы по образованию – аграрий. А тут вдруг педагогика, основы православной культуры. Как могло такое произойти?

- Действительно, в 1997 году я окончила землеустроительный факультет ВГАУ. Хотела устроиться по профессии, но вакансий в Таловском земельном комитете не было. Зато предложили должность педагога ОПК в школе-интернате. Дисциплина в то время была еще совсем новой, а неизвестность всегда пугает, поэтому я долго думала, стоит ли соглашаться. В итоге все же согласилась.

- Каким на тот момент было Ваше личное отношение к православию?

- Я была, если можно так выразиться, среднестатистическим верующим: ходила в церковь только на большие праздники, соблюдала далеко не все православные каноны. Моих родителей нельзя назвать атеистами, но и полностью погруженными в православие людьми их тоже считать не стоит. Я росла в обычной советской семье. А вот моя прабабушка в свое время пешком, с котомкой за плечами ходила в Киево-Печерскую лавру.

- Трудно было осваивать новые сферы деятельности и знаний?

- Не то слово! Это же совершенно другой профиль. Все осложнялось тем, что тогда по этой дисциплине практически не было литературы. Очень помогли проводимые в Воронеже курсы по духовно-нравственному совершенствованию. Там с нами работали священники, педагоги из семинарии. Мы ездили по монастырям, знакомились с азами православной культуры. Большой толчок мне дали дни, проведенные в женском Акатовом монастыре в Воронеже, в котором мы однажды жили во время курсов. До этого мне казалось, что туда уходят те, у кого что-то не получилось в жизни. Но, пообщавшись с монахинями, я поняла, что это в большинстве своем очень умные люди, многие с высшим образованием. Они были вполне успешны в миру, но все же решили выбрать служение Богу. Я увидела, какой это труд - и духовный, и физический, и в моем сознании что-то перевернулось. И каждый раз, приезжая на курсы, я открывала для себя много нового и росла в духовном плане.

- Какой совет из полученных там запомнился Вам больше всего?

- Пожалуй, главным было наставление: «Начинай с себя». Оно звучало из уст всех преподавателей. Нужно работать над собой, изменять в первую очередь себя – и тогда изменится мир вокруг. Эта мысль помогает в работе с детьми, ведь тут крайне важен личный пример.

Придем с дочкой в интернат, ребята подбегут ко мне, начнут обнимать, а Настя стоит и плачет: «Это же моя мама!». Но я объяснила ей, что любви у меня хватит на всех.

- И чего складываются будни педагога по основам православной культуры?

- Я провожу уроки, рассказываю ребятам о святых, знакомлю с историей православия на Руси. Еще занимаюсь организацией праздников и акций. Недавно мы провели акцию «Белый цветок»: делали цветы из бумаги, чтобы потом продать их и направить деньги на благотворительность. Раньше в мои обязанности входило каждое воскресенье водить деток в церковь (сейчас этим занимаются воспитатели). Еще несколько лет назад храм располагался далеко от школы-интерната. Долгие годы по воскресеньям я вставала в шесть тридцать утра, а в семь уже была в интернате и собирала детей к выходу. Но ничего, ребята мужественно преодолевали этот путь.

- Они ходили туда по собственному желанию или это было обязательно?

- Только по собственному желанию. Мы никого не заставляли и не заставляем, дети сами к этому приходят. У них появляются вопросы, ответы на которые они пытаются найти в религии. У воспитанников интерната, как правило, израненные души. За свою жизнь они столько хлебнули, на столько ужасов насмотрелись! И, что самое страшное, они считают увиденное нормой. А мы с коллегами всеми силами стараемся переубедить их. Поэтому ты испытываешь настоящее счастье, когда понимаешь, что старания были не напрасны. Совсем недавно ко мне в гости приходил выпускник, который сейчас является послушником Белогорского монастыря в Подгоренском районе. Он, еще будучи мальчишкой, проявлял интерес к религии, постоянно просил рассказать ему что-то новое. Я всегда иду навстречу таким ребятам. Свободное время они часто проводят в кабинете ОПК: читают духовную литературу, рассматривают иконы, собирают пазлы. Сейчас, например, мы с ними почти закончили работу над изображением Спаса-на-Крови. Но в церковь, по моим наблюдениям, школьники стали ходить менее охотно. Не знаю, с чем это связано.

- На чем Вы делаете акцент во время уроков?

- Сейчас у нас в жизни есть четкая граница между духовным и светским. Эти сферы зачастую существуют параллельно, хотя, на мой взгляд, должны быть тесно переплетены и естественным образом вписываться в нашу жизнь. Эту мысль я пытаюсь донести до детей. Безусловно, говорю им, что нельзя делать людям зла, что всегда нужно поступать в соответствии с совестью. Рассказываю им о святых, канонизированных в разные годы. Например, недавно поведала о Евгении Родионове, которого во время Чеченской войны обезглавили за то, что отказался снять нательный крестик. Недавно он был канонизирован. Подобные примеры делают православие более близким и понятным детям.

- Как Ваша дочь Настя относится к тому, что Вы столько внимания уделяете другим детям?

- Сейчас она уже взрослая, учится в десятом классе, так что ко всему относится с пониманием, поддерживает меня. А вот в детстве ревновала, да. Придем вместе с ней в интернат, ребята подбегут ко мне, начнут обнимать, а Настя стоит и плачет: «Это же моя мама!». Но я объясняла ей, что любви у меня хватит на всех. В прошлом году Настя победила в районном конкурсе на духовно-нравственную тематику, на два балла опередив воспитанника школы-интерната. Потом спросила у меня: «Ты ведь не обижаешься, что я обошла твоего ученика?». Я улыбнулась и ответила: «Конечно, нет. Ты ведь тоже моя ученица».

- Вот уже два года помимо преподавания Вы являетесь заместителем директора школы-интерната по работе с семьей и общественностью. Что включается в себя эта работа?

- На этой должности я занимаюсь устройством детей в семьи. С начала года уже пять наших воспитанников обрели родителей. От семьи очень многое зависит, поэтому мы радуемся, когда дети находят дом. Еще мы вместе с учительницей из воскресной школы уже более десяти лет ведем в районной газете ежемесячную православную страничку «Благовест». В ней мы рассказываем об истории православных праздников, поясняем непонятные вещи. Часто читатели сами «подкидывают» темы. Недавно мне позвонила женщина, у которой украли велосипед. В связи с этим она попросила написать о воровстве. Страничка выходит только раз в месяц, но сил и времени она отнимает много. Дела скапливаются, я не все успеваю сделать днем, приходится работать ночью. Бывает, дочка подойдет ко мне, скажет: «Мам, ну нельзя же так. Нужно себя беречь». Но я не могу по-другому: раз уж взялась за дело, надо делать его хорошо. И каждый раз вспоминаются слова «начни с себя».

- Сейчас ведется много разговоров об уместности религиозного воспитания в школе. Что вы думаете по этому поводу?

- Лично я ничего плохого в этом не вижу. Мы же никого не вынуждаем силой идти в церковь или соблюдать все нормы, не навязываем свои идеи. Во многом это даже культурологический курс, из которого дети многое узнают о становлении русской государственности, об архитектуре, живописи. Несколько лет назад у нас учились ребята-мусульмане. Они с удовольствием ходили на уроки и внимательно слушали, не видя в этом ничего дурного. Я просто рассказываю детям о религии, а дальше – их дело решать, войдет ли она в их жизнь так же прочно, как вошла в мою.

 Алена Повалюхина 
Фото автора
 
Досье
Mini         5

Юлия Витальевна Лазукина

Юлия Витальевна Лазукина, педагог дополнительного образования по предмету Основы православной культуры (ОПК) Таловской школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Почетный работник общего образования РФ.

Родилась в поселке Елань-Колено Новохоперского района Воронежской области 19 мая 1976 года – в день пионерии. Мать Юлии на тот момент была сотрудником пионерской организации, отец работал учителем физкультуры. В 1993 году родителей Юлии Витальевны перевели на работу в Таловскую школу-интернат: отца – на должность директора, мать – его заместителем.

После школы Лазукина поступила на землеустроительный факультет воронежского аграрного университета. По окончанию вуза вернулась в Таловую. С 1998 года работает в школе-интернате педагогом дополнительного образования. С 2012 года - заместитель директора по работе с семьей и общественностью.

Юлия Витальевна долго занималась оформлением кабинета православной культуры. Здесь она собрала тематические книги, аудио и видеокассеты, диски, украсила стены иконами.

Юлия Лазукина поддерживается тесную связь с Воронежской Епархией, с монастырями, с настоятелями храмов поселка Таловая, сел Тишанка и Новая Чигла. Священнослужители встречаются с воспитанниками интерната, оказывают содействие в проведении экскурсий.

Воспитанники Юлии Витальевны регулярно участвуют в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах духовно-нравственной направленности. Так, в 2010 году Наташа Серикова победила в творческом конкурсе «Рождественские фантазии» и выиграла поездку в США. Ее работа под названием «Священный союз» – рисунок на ткани, на котором изображена семья у новогодней елки, - вошла в число лучших работ.

Каждый год учащиеся школы-интерната становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по ОПК. В первой областной олимпиаде по православной культуре в 2010 году воспитанник Юлии Витальевны занял третье место.

Лазукина является организатором многочисленных внеклассных мероприятий, приуроченных к православным праздникам. Вместе с учениками ставит концерты в Доме престарелых, участвует в благотворительных акциях, курирует в районной газете православную страничку «Благовест». С 2012 года занимается устройством детей в семьи. В ее компетенцию входит обучение потенциальных кандидатов в приемные родители нужным навыкам, подготовка документов.

Юлия Лазукина – дважды дипломант всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». В рамках областного конкурса методических проектов по теме «Духовно-нравственные основы семейной жизни» в 2008 году была награждена благодарственным письмом Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.

Замужем, воспитывает дочь Анастасию.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+