Владимир Самошкин. Летописец последней крестьянской войны

Владимир Самошкин, историк-краевед, (1953 - 2008), Борисоглебск, Воронежская ...
Владимир Самошкин, историк-краевед, (1953 - 2008), Борисоглебск, Воронежская область
«Русская история скажет вам спасибо», – завещал писатель Александр Солженицын борисоглебскому краеведу Владимиру Самошкину, автору наиболее полного и подробного исследования антоновского мятежа на Тамбовщине.

В 2005 году в московском издательстве «Русский путь» вышла в свет книга «Антоновское восстание», посвященная событиям последнего в истории России крестьянского бунта под предводительством Александра Антонова. Автор работы – историк Владимир Самошкин из Борисоглебска – опираясь на более чем 500 исторических источников, воссоздал подробную картину крестьянской войны, прогремевшей на тамбовской и воронежской земле в 1920-1921 годах.

Книга открывается вступительным словом лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына, и это не случайно. Многие годы, пока работа готовилась к печати, ее автор вел переписку с известным писателем. Они познакомились в 1993 году, благодаря воронежскому краеведу Владимиру Бойкову, тогда и начался их творческий диалог, временами переходящий в непримиримые споры.

«Я пишу так, как было на самом деле, а не в угоду конъюнктурным интересам, какими бы привлекательными они не были»

Неоднократно обращавшийся к теме антоновского восстания, Солженицын глубоко заинтересовался научными изысканиями Самошкина. Он искренне восхищался тем, насколько полным и драматично точным получился документальный очерк борисоглебского краеведа: «Русская история скажет вам спасибо. Вы собрали воедино все, что никак не поддавалось единому сбору. Вы глубоко к сердцу приняли все происходящее – до мельчайших эпизодов – и, оставаясь в строгой документальности, смогли передать и сердечную боль…». Пятнадцатилетний труд Самошкина заслуженный писатель называл не иначе как подвигом и, надо сказать, сыграл решающую роль в том, чтобы книга эта вышла на федеральный уровень и была перепечатана «не в 1000 экземпляров и не в борисоглебском издательстве».

Между тем, у Солженицына был свой взгляд на антоновщину, который он всячески пытался Самошкину «рекомендовать». В свое время выселенный из страны и лишенный советского гражданства за диссидентство Солженицын, конечно же, возлагал больше ответственности за те исторические события на советскую власть. Однако Самошкин, ставивший исторический факт превыше всего, придерживался на этот счет принципиальной позиции:«Документы показывают, что виноваты все, и я не пойду против истории». По словам его коллег – борисоглебских краеведов, он был «архивариусом до мозга костей», и мог, когда этого требовали интересы дела, не только остаться в меньшинстве, но, как и в случае с Солженицыным, не согласиться с теми, кто уже имел имя и в науке и в литературе.

Смутное прошлое всегда требует с собой осторожного обращения, и Самошкин был в этом поистине непревзойденным мастером. «Я пишу так, как было на самом деле, а не в угоду конъюнктурным интересам, какими бы привлекательными они не были, – говорил Владимир Васильевич. – Если красные побили антоновцев, я пишу: красные побили антоновцев. Если антоновцы побили красных, я пишу: антоновцы побили красных. Вот и все. Мое дело расположить в хронологической последовательности все, что было на самом деле. А дальше читатель пусть сам разбирается».

«Многие считали Володю за его скрупулезность закрытым и, в общем, нудноватым дядькой. Хотя, на самом деле он был совсем другим: общительным, жизнерадостным и с хорошим чувством юмора»

Друзья Владимира Самошкина Алексей Пронкин и Сергей Конев, с которыми он последние годы жизни работал в борисоглебской полиграфической фирме, рассказывают, как тот всегда подвергал сомнению факты, которые попадали в его руки. Ко всем событиям, считал он, должен быть доказательный документ, а если нет документа, значит, ничего и не было.

Тамбовское восстание (1920 - 1921)

Наверное, так проявлялось в нем истинное лицо настоящего историка, который, по заветам еще Геродота, «должен сомневаться» всегда и во всем. И даже Солженицын, безрезультатно пытавшийся перетянуть Самошкина к своей точке зрения, не мог не отметить в борисоглебском исследователе это важное профессиональное качество: «Немало, хотя и безрезультатно этой темой позанимавшись, я тем более могу оценить вашу строгую систематичность и неутомимую документальность (как трудно она вам давалась, представимо) в освещении всей этой темы в наивозможной полноте».

В московских архивах Самошкин раскопал фотографии молодого Антонова. Каково было его удивление, когда он обнаружил, что как две капли воды похож на молодого бунтаря

«Правда, с житейской стороны это больше мешало, – отмечает Сергей Конев. – Многие считали Володю за его скрупулезность закрытым и, в общем, нудноватым дядькой. Хотя, на самом деле он был совсем другим: общительным, жизнерадостным и с хорошим чувством юмора».

Друзья Самошкина смеются, вспоминая, как он в московском издательстве презентовал секретарше большой помидор со своего огорода. Или как уговорил начальника Кирсановской милиции купить его книги: «Знаешь, кто после революции сидел в твоем кабинете? Так вот, в твоем кабинете сидел начальник Кирсановской милиции Антонов». Одной из излюбленных у Самошкина была автобиографичная шутка про Сталина: «Как только я появился на свет (5 марта, день смерти И.В. Сталина – ред.), я тут же включился в политическую жизнь страны: я заплакал. Мне тоже было жаль нашего вождя».

Один из руководителей восстания - Александр Антонов

С заметной долей самоиронии Владимир Самошкин сам себя называл «архивной крысой», уточняя, что для него это вовсе не ругательство, а, скорее, комплимент. Еще бы, собирать данные об антоновском мятеже историк начал еще студентом Московского историко-архивного института. С тех пор им были изучены фонды абсолютно всех архивов, где теоретически могла храниться информация о крестьянской войне. Он, можно сказать, провел в них полжизни, доставая из забвения важные факты и делая совершенно неожиданные открытия.

Самошкин не только прошел все архивы, он, по его собственным словам, лично «облазил все деревни от Моршанска до Борисоглебска» в поисках новых фактов

Пожалуй, наиболее любопытное произошло в одном из московских архивов. Самошкину удалось раскопать фотографии Александра Антонова. Каково было его удивление, когда он обнаружил, что как две капли воды похож на молодого бунтаря. Он не поверил своим глазам и пригласил даже сотрудницу архива. «…Я спросил, кто это», – описывал Владимир Васильевич в воспоминаниях тот разговор. «Это вы», – ответила она. «Но снимки датированы 1908–1910 годами, неужели я так сохранился?» «Тогда это ваш отец или дед». Позже Владимир Самошкин, размышляя над поразительным внешним сходством с 18-летним Антоновым, позволил себе даже некоторые эзотерические объяснения глубокой личной привязанности к теме восстания.

Кадр из фильма "Жила была одна баба" (2011)

Краевед, надо сказать, действительно беспримерно прикипел к истории антоновщины. После того, как сначала в детстве прочел книгу «Одиночество» Николая Вирты о гражданской войне на Тамбовщине, а потом, уже в институте, натолкнулся на любопытный материал об Антонове, его увлеченность этой темой с каждым годом все более крепла. Самошкин не только прошел все архивы, он, по его собственным словам, лично «облазил все деревни от Моршанска до Борисоглебска» в поисках новых фактов. Он полностью отдавался своему исследованию, забывая, порой про быт и прочие «мелочи жизни». «Володю очень раздражали бытовые моменты», – вспоминает сегодня его друг Алексей Пронкин. – «Какое счастье было, когда он провел домой газ: не отвлекаться теперь на печку и дрова».

Слова краеведа о том, что «теперь мне от этой темы до самой смерти не уйти», как видится, оказались пророческими 

Само исследование тоже со временем прекратило быть просто научным трудом и стало делом всей жизни, принимая все новые и новые выражения. Примерно в 1993 году Владимир Самошкин написал сценарий документального фильма «Антонов огонь», который был воплощен в жизнь борисоглебскими телевизионщиками. Этот фильм показали по Первому каналу, и на него обратил внимание московский кинорежиссер Андрей Смирнов, хорошо известный советскому зрителю по фильму «Белорусский вокзал». Смирнов встретился с Самошкиным, после чего началась их совместная работа над картиной «Жила-была одна баба», рассказывающей через собирательный образ русской крестьянки о событиях Гражданской войны и Антоновского восстания. Владимир Васильевич стал главным консультантом фильма: полностью редактировал сценарий, следил за исторической точностью костюмов, тамбовского диалекта, воссозданного крестьянского быта того времени.

Работа над фильмом длилась четыре года – в 2011-м лента вышла на телеэкраны. Однако посмотреть ее Владимир Самошкину так и не удалось. В 2008 году борисоглебский историк скоропостижно скончался, оставив своим друзьям бесценное наследие – огромный архив документов и рукописей. На похоронах режиссер Андрей Смирнов сказал, наверное, самые точные слова, когда-либо сказанные о Самошкине: «Владимир Васильевич был человеком дотошным, ценившим исторический факт превыше всего». Вспомнились и слова самого краеведа о том, что «теперь мне от этой темы до самой смерти не уйти», которые, как видится, оказались пророческими. Окажутся ли теперь таковыми заветы Солженицына, предрекавшего, что «русская история скажет вам спасибо», должно показать время. Русская история, как известно, с благодарностями не торопится.

Досье
Mini samoshkin

Владимир Васильевич Самошкин

Владимир Васильевич Самошкин родился в 1953 году на Сахалине. В 1966 году переехал в Борисоглебск.

После окончания школы был призван в вооруженные силы.

Трудовую деятельность начал на Монетном дворе в Ленинграде. Затем переехал в Москву, работал на фабрике Госзнака. Будучи в Москве, поступил на заочное отделение Московского историко-архивного института, который впоследствии успешно окончил.

На третьем курсе института вернулся в Борисоглебск, где устроился на работу в типографию. Через некоторое время был принят в штат Борисоглебского краеведческого музея. Там он с головой погружается в изучение истории Борисоглебска. На страницах местной газеты «Борисоглебская правда» выходят его статьи с анализом событий периода Гражданской войны и становления советской власти в Борисоглебском уезде.

В 1993 году благодаря воронежскому краеведу В.В. Бойкову Самошкин познакомился с известным писателем, лауреатом Нобелевской премии Александром Солженицыным. Знакомство оказалось судьбоносным: Солженицын проявил интерес к документальному очерку борисоглебского историка, посвященного антоновскому восстанию. Впоследствии, в 2005 году именно по протекции Солженицына в московском издательстве «Русский путь» будет издана книга Самошкина «Антоновское восстание».

В 1994 году Первый канал показал документальный фильм «Антонов огонь», снятый Владимиром Самошкиным с борисоглебскими телевизионщиками и смонтированный в Воронеже. Этот фильм побудил российского режиссера Андрея Смирнова, известного по фильму «Белорусский вокзал», познакомиться с Самошкиным. Результатом их творческого общения стала художественная картина «Жила была одна баба». Самошкин принимал участие в работе над ней в качестве главного консультанта. Лента вышла на экраны в 2011 году.

В последние годы жизни Владимир Самошкин работал ответственным секретарем борисоглебской издательско-полиграфической фирмы «Кристина и Ко». Смерть настигла историка в 2008 году, когда он заканчивал вторую книгу очерков «Борисоглебский край». После Владимира Самошкина остался огромный архив документов и исследований, который он успел завещать своим друзьям.

В память о нем на доме, в котором Самошкин работал над своей главной книгой, установлена мемориальная доска. На ее открытие в Борисоглебск приезжал режиссер Андрей Смирнов.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+