Как сын слесаря стал самым выдающимся лискинцем ХХ века

Александр Карпович Лысенко (1910 – 1976 гг.) – Герой Социалистического Труда,...
Александр Карпович Лысенко (1910 – 1976 гг.) – Герой Социалистического Труда, начальник паровозного отделения Лиски Юго-Восточной железной дороги.
Он родился в семье железнодорожного слесаря, в 28 лет стал начальником Лискинского паровозного хозяйства. В годы командовал железнодорожной колонной особого резерва на сталинградском направлении. Заменяя раненых машинистов, лично выводил эшелоны с боеприпасами из-под ударов вражеских бомбардировщиков. Многие годы возглавлял лискинское паровозное отделение Юго-Восточной железной дороги. Несмотря на высокие должности, руководил работой не из кабинета, а из цехов, диспетчерских, и даже из локомотива. Лучшие квартиры он отдавал молодым специалистам, а сам с семьей жил в помещении с гнилыми полами. Его именем в Лисках названа улица и лицей (ныне техникум). По итогам опроса «100 выдающихся лискинцев ХХ века» он оказался во главе списка. Это все – об Александре Карповиче Лысенко.

Сын слесаря

Он родился 10 декабря 1910 года в городе Лида Виленской губернии (ныне Гродненской области Белоруссии) в семье слесаря железнодорожных мастерских. В первую мировую войну, спасаясь от немцев, оккупировавших Прибалтику, его семья переехала на станцию Россошь Воронежской губернии.

Отец с детства обучал сына слесарному делу, думая, что растит себе подмастерье. Кто мог знать тогда, что Лысенко-младший станет большим начальником. Александр окончил семилетнюю школу, затем – Борисоглебский техникум железнодорожного транспорта, в котором получил специальность техника-механика, и в 1930 году поступил на работу в лискинское депо помощником машиниста. Очень быстро он прошел путь от помощника до машиниста, круглые сутки проводил в ремонтных бригадах, у паровозов.

В 1932 году Александра Лысенко приняли в ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков – ред.), ему тогда шел 22 год. Тогда же его призвали в Красную Армию. После двухлетней службы он возвратился в родное депо Лиски, но уже мастером по монтажу и освоению нового оборудования, а затем стал начальником нормативной группы. Лысенко много работал над усовершенствованием методов труда, рационализацией производственных процессов. Летом 1938 года он уже был начальником Лискинского паровозного хозяйства (и это в 28 лет!). На этих должностях Лысенко реорганизовал работу угольных складов, что значительно увеличило производительность труда. Его опыт работы стали перенимать в других топливных складах Юго-Восточной железной дороги.

Под бомбами

Когда началась Великая Отечественная война, Лискинский железнодорожный узел сразу же перешел на режим военного времени. Через него шли эшелоны с техникой, людьми и эвакогрузами, санитарные поезда. Крайне важно было организовать полевые водокачки и передвижные склады топлива, чтобы не допустить остановки паровозов на перегонах. Лысенко это сделал.

Когда лискинский узел впервые бомбили (это было летом 1942 года), Лысенко получил ранение и контузию. Но работу продолжил и даже организовал работу по восстановлению депо. Бомбежки лискинского узла шли ежедневно. Когда немцы заняли правый берег Дона, оборудование депо и станцию пришлось эвакуировать в Таловую. Причем делали это под артобстрелом и буквально непрерывными авиационными налетами. Теперь локомотивы шли на Поворино, а оттуда к Сталинграду или Ельцу. Известно, что в ходе эвакуации машинисты получали ранения, и тогда Лысенко их заменял и сам выводил эшелоны с боеприпасами из-под ударов фашистских бомбардировщиков. Лично руководил тушением горящих вагонов и восстановлением поврежденных станционных путей.

В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, Лысенко назначили начальником колонны паровозов №19 особого резерва НКПС (Народный коммиссариат путей сообщения – ред.). Эти колонны доставляли к Сталинграду военные грузы по Арчединскому отделению Юго-Восточной дороги. Одновременно он был заместителем начальника ВЭО-16 Юго-Западного фронта.

В ходе Острогожско-Россошанской операции фашисты нещадно бомбили железнодорожную дорогу. Лискинский узел особенно пострадал. Требовалось как можно быстрее восстановить инфраструктуру и обеспечить нормальную работу локомотивов. Эту работу поручили Лысенко. В январе 1943 года он возглавляет Лискинское отделение паровозного хозяйства. Он провел колоссальную работу. Уже через три дня была отремонтирована водокачка, открылся пункт технического осмотра паровозов. На ближних станциях и перегонах собрали инструмент и материалы, на топливном складе появились штабели угля. На Елец пошли эшелоны с дивизиями Донского фронта. Всего в начале 1943 года депо Лиски пришлось трижды восстанавливать после бомбежек.

В дальнейшем Лискинское отделение паровозного хозяйства сыграло заметную роль в подвозе войск, вооружения и продовольствия для обеспечения потребностей всего Степного фронта в канун и в ходе знаменитой Курской битвы. И немалая заслуга в этом принадлежала Александру Карповичу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени», Лысенко присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Лискинская железнодорожная ветка имела стратегическое значение в логистическом плане. Потому авианалеты не прекращались здесь даже тогда, когда линия фронта была отодвинута советскими войсками далеко на запад. Зимой 1943–1944 года Лысенко вновь пришлось приложить немало усилий для восстановления депо. Его отделение работало бесперебойно, задания по перевозкам выполнялись полностью.

Впереди прогресса

После войны Лысенко продолжил работу на своем посту и вскоре возглавил Лискинское отделение ЮВЖД. В 1947 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

С 1946-го по 1972-й год железнодорожный транспорт «возрождался из пепла», это было время постепенного перехода от паровозов к тепловозам, а затем к электровозам. Лискинский железнодорожный узел шел, что называется, впереди прогресса. Его опыт перенимали на всей сети ЮВЖД. Коллектив, возглавляемый Лысенко, неоднократно награждался переходящими знаменами Государственного Комитета Обороны.

Лысенко активно занимался и общественной работой. Многие годы он был депутатом Верховного Совета РСФСР (трех созывов), районного Совета, членом пленума и бюро Лискинского райкома партии.

Все для людей

10 декабря 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Лысенко; его имя до сих пор на слуху в Лисках. Еще живы те люди, которые работали вместе с ним. Они вспоминают о нем не только как о профессионале, но и как человеке, обладающем невероятным чувством заботы о ближних. Был, например, такой случай. Приехал молодой специалист, служебную квартиру из-за проволочек сразу не выделили, а семья быстро разрасталась. Ютились они в одной комнатушке. И тогда кто-то надоумил их обратиться напрямую к Лысенко. Тот выслушал и помог с жильем. Когда же глава семьи пришел к нему домой, чтобы отблагодарить, то был страшно удивлен: в квартире у Лысенко было невероятно скромно, даже полы оказались полусгнившими.

Лысенко так много заботился о других, что часто забывал о себе. Его семья была невероятно простой. Жена Лысенко работала учителем в железнодорожной школе. Оба сына стали простыми железнодорожниками. Хотя в то время начальник отделения дороги был негласным мэром города, человеком, который влиял буквально на все сферы его жизни.

Александр Карпович Лысенко оставил глубокий след в судьбе своего города. И город благодарен ему за это. Его именем в Лисках названа улица и промышленно-транспортный техникум. После смерти Лысенко в здании железнодорожной школы, где  работала его жена, в начале 80-х годов был создан железнодорожный музей, в котором очень много посвяжено жизни и деятельности Александра Карповича. Его имя носит Лискинский промышленно-транспортный техникум. А в 2014 году в Лисках был открыт памятник А.Лысенко работы скульптора И. Дикунова. И, пожалуй, самое главное: в начале 2000-х горожане большинством голосов поставили Александра Лысенко на первое место в списке «100 выдающихся лискинцев ХХ века».  

Сегодня его дело продолжает внук Александр Лысенко младший, который в настоящее время работает в управлении ЮВЖД. Учитывая, что отец Александра Карповича тоже работал на железной дороге, получается, что Лысенко-младший – представитель уже четвертого поколения железнодорожников в семье.   

Юлия Репринцева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+