Татьяна Янова: «Надо верить в то, о чем поешь»

Татьяна Ивановна Янова, исполнительница народных песен, 67 лет, г. Нововоронеж
Татьяна Ивановна Янова, исполнительница народных песен, 67 лет, г. Нововоронеж
Татьяна Ивановна Янова, исполнительница народных песен из Нововоронежа, является лауреатом многочисленных песенных фестивалей, в том числе международных. Список ее наград можно перечислять долго, удивляет другое: когда-то она полностью потеряла голос. Казалось бы, с пением покончено, но однажды она переборола свой страх и запела, посвятив 25 лет своей жизни вокальному ансамблю "Россияночка". О том, как не сломаться перед трудностями и донести смысл своего творчества до каждого – наш разговор.

– Татьяна Ивановна, расскажите, каким образом Вы вообще оказались на музыкальной сцене? Ведь Ваша специальность предполагает совсем иные «подмостки».   

Да, действительно, я окончила физико-математический факультет Воронежского пединститута. Но при этом меня многое с детства связывало с песней. У моего отца был хороший голос и слух. Сама я училась в музыкальной школе. Но особенно глубоко я увлеклась пением в институте, будучи в составе студенческого вокального ансамбля «Радуга». Именно тогда музыкальная сцена стала для меня, можно сказать, вторым домом. Где мы с девчонками только не выступали! Вы не представляете, как мы были влюблены в это занятие: буквально жили «Радугой» все студенческие годы. Я вспоминаю случай, как мне для выступления нужно было голубое платье. Приезжаю домой, прошу у мамы денег. А она мне в ответ, дескать, все ерундой занимаешься, не дам. Пришлось выходить из положения своими силами. Взяла простыню, ночью сшила из нее юбку, покрасила и выступила. И так было до тех пор, пока я не вышла замуж.

– Почему «пока»? Муж был против Вашего увлечения музыкой?

Нет, нам просто пришлось переехать в Нововоронеж, началась взрослая самостоятельная жизнь. Я устроилась в первую городскую школу учителем физики. Может быть, так и по сей день работала бы учителем, но сорвала голос: сами знаете, что такое класс ребятишек. Раз в четверть обязательно брала больничный – голос пропадал совсем, я почти не разговаривала. Так прошло 15 лет, пока врач не сказал: «Еще один больничный, и вы вообще можете потерять голос». Помню, как вечером муж пришел домой, а я вся в слезах. Попросила его найти мне какую-нибудь работу; он меня пристроил на завод мастером.

Так прошло 15 лет, пока врач не сказал: «Еще один больничный, и вы вообще можете потерять голос». Помню, как вечером муж пришел домой, а я вся в слезах. Попросила его найти мне какую-нибудь работу; он меня пристроил на завод мастером

– Как Вы отнеслись к своей новой работе, ведь она была очень далека от педагогической деятельности?

Не сказать, что я была ей особенно рада, скорее наоборот. Но других вариантов все равно не было. Я просто относилась к ней как к работе, до той поры, пока однажды в обеденный перерыв ко мне не подошел Леонид Васильевич Давыдов – он на заводе отвечал за культурно-массовую работу. Взбрело ему в голову организовать на предприятии вокальный ансамбль. Мою задачу на первых порах он представил просто: собрать народ. Вот только в стороне я недолго просидела – Леонид Васильевич начал уговаривать меня спеть. Я наотрез отказывалась, но однажды после репетиции у нас состоялся такой разговор. Я рассказала ему про свои проблемы с голосовыми связками и что боюсь даже начинать петь. А он мне в ответ: «Таня, ну, ты же не связками будешь петь! Пой голосом и душой!» Словом, уговорил. Так в моей жизни началась история с «Россияночкой», где он был худруком.

– Вы сразу  «вписались» в коллектив?

Сначала Леонид Васильевич поставил мне голос, чтобы петь было не больно. Это очень важно для вокалиста, потому что петь час-полтора с больным горлом – нереально. Так как начальное музыкальное образование у меня было, то я смогла довольно легко освоить репертуар. Тем более что исполняли народное, сердцу близкое. А вот с костюмами вышла интересная история. Это (показывает на фотографию) традиционный женский костюм села Клеповка Воронежской области. Мне его подарила близкая подруга, когда я приехала к ней в гости. Я ей пожаловалась в разговоре, что в «Россияночке» все народные костюмы новодельные, а мне хотелось иметь настоящий. И тут она вспомнила, что у нее в сундуке пылится народный костюм как раз из тех, в которых наши прапрабабушки ходили. Она мне его и подарила.

Я рассказала ему про свои проблемы с голосовыми связками и что боюсь даже начинать петь. А он мне в ответ: «Таня, ну, ты же не связками будешь петь! Пой голосом и душой!» Словом, уговорил. Так в моей жизни началась история с «Россияночкой»

– Расскажите, пожалуйста, про костюм подробнее

На воронежской земле женщины носили особый тип одежды, который называли паневным. В него входила непосредственно юбка-панева, рубаха, фартук, покромка (тесемка), монисто, кокошник или платок. Сама панева была очень удобна для крестьянского труда, ткань для нее производилась вручную на ткацком станке. Само слово «понёва» общеславянское, означает кусок ткани, покрывало. На территории Воронежской области самой распространенной была панёва с черными клетками – «черноглазка». Считалось: чем мельче клетка, тем беднее крестьянка. Помимо паневы, основой любого женского костюма была рубаха, в народе называемая «станушкой». Ее шили из домотканой холстины, позже – из покупной фабричной ткани. Мне досталась ярко-красная, атласная, явно праздничная. Среди нагрудных украшений выделяется монисто, представляющее собой бисерную полоску или несколько бисерных шнуров. Обратите внимание на ажурный воротник из бисера. Он называется бреднем, ну, или ловушкой для женихов. Цвета одежды имели определенную символику. Например, черный – чернозем. Красный значит «красивый», особо праздничный. Зеленый обозначал растительный мир, жизнь. Желтый – разлуку.

– Татьяна Ивановна, на некоторых фотографиях Вы держите в руках гитару, давно играете?

С тех пор, как пришла в хор к Давыдову. Однажды я оказалась на концерте, где девушка аккомпанировала себе на гитаре. И мне тоже захотелось овладеть этим музыкальным инструментом. Я пришла к Леониду Васильевичу и говорю, дескать, ухожу от вас в музыкальную школу, учиться играть на гитаре. А он мне: Ты хочешь играть большие произведения или на сцене себе мелодию подыгрывать? Я тебе покажу семь аккордов, и сможешь себе аккомпанировать. На том и остановились.

– Ансамбль «Россияночка» для Вас уже в прошлом. Значит ли это, что и с музыкальной сценой все кончено?

К счастью для меня, я продолжаю выступать на сцене, участвую в разных песенных конкурсах. Еще в 2006 году, сразу после ухода из «Россияночки», я впервые попала на воронежский фестиваль авторской песни «Парус надежды». Приехала чисто из любопытства – на других посмотреть. И вот как-то вечером мы сидели у костра и пели песни. Неожиданно возникла пауза, и я предложила: дескать, можно я вам свою спою? Встала и пропела «а капелла» любимую «У надежды два крыла». Спела и чувствую кругом тишина. А про себя думаю: «Не понравилось, наверное, раз молчат». И вдруг ко мне подходит Сергей Гребенников, председатель жюри и говорит: «Татьяна Ивановна, где ж Вы раньше были? Вам нужно непременно участвовать в конкурсе». Тогда у меня не получилось принять участие, нужно было уехать, но на следующий год я уже была среди призеров. Потом несколько лет подряд были международные фестивали «Ковчег», «Одигитрия», городской конкурс авторской песни «Свеча» и другие.

– Как минимум трижды в Вашей судьбе обстоятельства складывались так, чтобы разлучить Вас с песней. Но каждый раз Вам удавалось им противостоять и возвращаться на сцену. Как Вы думаете, почему?

Потому что никогда не нужно сдаваться. Помните известную притчу о двух лягушках, тонущих в кувшинах с молоком. Одна болтала лапками, взбила масло и выбралась наружу, вторая же ничего не делала и утонула. Я предпочитаю «взбивать масло», то есть петь. Причем не просто петь, а с душой, искренне. Меня иногда спрашивают: «Как достучаться до сердца зрителей?» Отвечаю: надо самому верить в то, о чем поешь.

Анна Литовская
 
Досье
Mini dscf3822

Янова Татьяна Ивановна

Татьяна Ивановна Янова родилась 7 июня 1947 года в селе Лосево Павловского района.

После школы поступила в Воронежский педагогический институт на физико-математический факультет. В студенческие годы увлеклась художественной самодеятельностью, пела в вокальном ансамбле «Радуга».

После окончания вуза была направлена по распределению в Нововоронеж учителем физики в первую городскую школу. Проработала в школе 15 лет, но неожиданно сорвала голос и прекратила педагогическую деятельность. Устроилась мастером на завод «Алиот» в лабораторию измерительной техники. На предприятии познакомилась с Леонидом Васильевичем Давыдовым, который отвечал за культурно-массовую работу. Давыдов пригласил Янову в созданный им ансамбль «Россияночка» и заново поставил Яновой голос. За 25 лет творческой деятельности ансамбль «Россияночка» из самодеятельного коллектива вырос до народного вокального ансамбля высокого уровня.

В 2006 году Т.И. Янова покинула «Россияночку», продолжив сольные выступления на различных песенных фестивалях России, Украины, Белоруссии, Германии, включая такие фестивали, как «Ковчег», «Одигитрия», «Свеча», «Парус надежды». Является лауреатом многих из них.

 

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+